Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение. Ч. 2.

2.5. Классификация литературных направлений и течений

2.5.1. Реализм Возрождения

Произведения, приближающиеся к современным реалистическим литературным формам, создаются в эпоху Возрождения (в основном XIV-XVI вв.), связанную с начинающимся разложением средневекового феодального уклада и первоначальным ростом капиталистических отношений в ряде западноевропейских стран.

... Существенной чертой реализма литературы Возрождения явился прежде всего грандиозный диапазон художественного изображения жизни.

В творениях великих писателей Возрождения с невиданной глубиной и полнотой предстал внутренний мир людей в тесных и органических связях с внешним миром. От песен любви раннего итальянского Возрождения (поэзия Петрарки) до изумительной широты и проникновенности воспроизведения человеческих характеров и обстоятельств Шекспиром - таков охват жизни литературой Возрождения.

Второй особенностью реализма Возрождения была критика, перераставшая часто в острое сатирическое обличение церковников, разоблачение обветшалых феодально-средневековых учреждений и норм человеческого поведения. Все это мы находим и в «Декамероне» Боккаччо, и в «Диалогах» Ульриха фон Гуттена, и в памфлетах Томаса Мюнцера, и в великом произведении Сервантеса «Дон-Кихот».

Третьей чертой реалистической литературы Возрождения является ее народность, проявлявшаяся как в изображении важных и интересных для народных масс явлений, так и в особом внимании к национальной самобытности литературы, к чистоте и совершенствованию того национального языка, на каком она создается.

Реализм Возрождения с его широким диапазоном вызвал к жизни и определил дальнейшее развитие многочисленных видов и жанров литературного творчества. Различные виды лирических произведений, новеллы, романы, трагедии, комедии, сонеты, памфлеты, проповеди, письма, диалоги характеризуют художественные завоевания передовой литературы Возрождения и в этой области.

2.5.2. Классицизм

Художественное направление в европейской литературе и искусстве XVIII - начала XIX вв.

... Подражание античным образцам стало исходным принципом изображения у классицистов. К нему присоединились и два других, с ним тесно связанных: подражание природе (под природой понималась вся реальная действительность) и подчинение голосу разума.

Все это в известной мере продолжало и развивало сделанное литературой Возрождения. Однако в классицизме выявились и слабые стороны. Вместо разностороннего живого воспроизведения характеров, которое с таким блеском предстало у Шекспира, в произведениях классицистов проявились односторонность, схематизм в изображении людей.

Как целостная художественная система классицизм сформировался во Франции XVII в. в период укрепления и расцвета абсолютизма. Зачинателем поэзии и поэтики классицизма был Малерб. В основе эстетики классицизма лежат принципы рационализма; они утверждают взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.

Ведущей формой литературного творчества французского классицизма явилась драматургия. В центре драматических произведений были предметы, представлявшие интерес для всей нации. Это нашло яркое выражение в трагедиях Корнеля, особенно в его трагедии «Гораций».

В драматургии классицисты выдвинули получивший широкую известность принцип трех единств: единства действия, времени и места. Этот принцип был условен. Бесспорным было только первое условие: единство действия. Что же касается других, то они стали стеснительными рамками для изображения полноты жизни. Стремление к воссозданию этой полноты заставляло многих представителей классицизма нарушать два последних единства.

Присущая классицизму сословная ограниченность не могла, конечно, не сказаться в произведениях его представителей: в выборе героев, в отборе событий, в языке.

... Но главное было, естественно, не в этом, а в том сильном и значительном, что прокладывало дорогу к последующим формам уже реалистического изображения жизни позднейшего времени.

... Ярко выявились реалистические тенденции и в передовой русской литературе конца XVIII века.

И Державин в его сатирических одах, и молодой Крылов, и Фонвизин, оставаясь в основном в рамках классицизма, уже начинали движение к критическому реализму.

2.5.3. Сентиментализм

Художественным направлением (течением) столько же предреалистического, сколько и предромантического характера, пришедшим на смену классицизму, был сентиментализм. Сентиментализм возникает на Западе в условиях все более обострявшихся противоречий между аристократией и буржуазией, игравшей в период борьбы с феодализмом прогрессивную роль. Яркое выражение новое художественное направление получает в середине XVIII века в Англии.

... В противовес классицистической установке на изображение в высоких жанрах высших общественных кругов сентименталисты предлагают изображать обыкновенных людей в обстановке их повседневного быта.

... Вместо исключительных исторических событий в центре повествования становится частная, личная жизнь человека. В противовес недостаточному вниманию классицистов к миру чувств и переживаний простых людей сентименталисты основное внимание сосредоточивают на раскрытии богатства внутренней жизни обыкновенного человека. В противовес требованиям аристократической изысканности литературной речи сентименталисты делают ставку на демократизацию языка, на приближение его к разговорной речи.

Литературные произведения и по содержанию и по форме делались более доступными и интересными для широких кругов.

Появляются новые жанры повествовательной литературы: дневники путешествий, эпистолярные романы, произведения, содержащие исповеди героев.

...Чрезвычайно усиливается лирический элемент в эпических произведениях сентименталистов. Прослеживая внутреннюю жизнь персонажей своих произведений, писатели в нравоучительных целях, составлявших пафос их произведений, активно вмешивались в повествование, высказывали свое отношение к изображаемому, непосредственно подчеркивали нужную позицию в разрешении той или другой нравственной проблемы. В качестве примера могут быть названы произведения выдающихся английских сентименталистов: «Сентиментальное путешествие» и «Тристрам Шенди» Стерна, «Памела» и «Кларисса Гарлоу» Ричардсона и другие.

... Большую социальную остроту приобрел сентиментализм во второй половине XVIII века во Франции, находившейся на пороге буржуазной революции. Примером могут служить произведения Руссо. С позиций утверждаемой им свободы человека Руссо и ведет борьбу с разрушающимся феодальным укладом жизни.

В романе «Новая Элоиза» французский писатель выступает глашатаем прав каждого человека на свое место в жизни и человеческое счастье.

... Значение русского сентиментализма, возникшего в конце XVIII века, было меньшим, чем значение западного.

В России сентиментализм представлял собой лишь одно из ответвлений литературы, в противовес которому уже тогда формировалось и прокладывало себе дорогу; направление, ознаменованное именами Крылова, Новикова, Фонвизина, Радищева и подготовившее последующее развитие русского критического реализма.

Тем не менее некоторую прогрессивную роль русский сентиментализм все же сыграл. Это сказалось у русских сентименталистов в заострении внимания к внутренней жизни людей, в демократизации (сравнительно с классицизмом) тематики, героев и языка литературных произведений.

Названные черты русского сентиментализма наиболее отчетливо проявились в таких произведениях основоположника этого художественного течения в России Карамзина, как «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья - боярская дочь» и в ряде других.

2.5.4. Романтизм

Романтизм - одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половине XIX в., получившее всемирное значение и распространение. В XVIII в. романтическим (франц. romantique, англ. romantic) именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.

Романтизм как целостная художественная система сложился на рубеже XVIII-XIX вв. в эпоху решительной смены феодальной системы общественных отношений капиталистической. Тогда же слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

Основной социально-идеологической предпосылкой романтизма было разочарование в результатах Великой французской революции и в буржуазной цивилизации вообще.

В искусстве романтический тип сознания (охвативший самые различные сферы общественной жизни - философию, политику, социологию, политэкономию), духовного освоения жизни сложился в виде особых, свойственных только романтизму принципов воспроизведения характеров и обстоятельств, а именно - в виде художественного воспроизведения индивидуального характера как абсолютно самоценного и внутренне независимого от окружающих его внешних обстоятельств.

Герой у романтиков одинок, внутренне не зависим ни от кого, ни от чего, бежит от окружающей его среды, как Чайльд Гарольд Байрона или герой «Кавказского пленника» Пушкина. Или силой своей собственной воли властвует над средой, далекий от нее и таинственный, как Конрад в «Корсаре» Байрона. Или он становится освободителем, спасителем людей, народа - благодаря все той же таинственной силе своей личности, как Лаон и Цитна в поэме «Восстание Ислама» английского революционного романтика Шелли. Но во всех случаях характер романтического героя предстает как собственное достояние самой его личности. Романтизм, писал Горький, «пытается вознести личность выше общества, показать ее источником таинственных сил, награждает человека чудесными способностями».

Вместе с тем ощущение одиночества, состояние отчуждения от общества тяготило романтиков и рождало стремление к иным условиям внешнего существования, созвучным их внутреннему миру. Рожденный на почве «буржуазной эмансипации» личности, романтизм является вместе с тем подчеркнуто антибуржуазным искусством. Не находя в окружающей их действительности никакого положительного содержания, романтики искали это содержание вне условий своего существования или вне реальной действительности вообще, а именно: в истории прошлого, вернее, в мечте по прошлому, в котором личность чувствовала себя еще частицей целого; в эстетических иллюзиях прошлого, в которых люди представляли себе свое единство с общей и высшей судьбой человечества; в экзотических странах, еще не затронутых современной цивилизацией; в освободительных и национально-освободительных движениях, требовавших консолидации всех творческих сил народа; в мечте, в фантастических представлениях об идеальных условиях человеческой жизни, в грезах о гармонии личности и общественного бытия.

Романтизму всегда присуще отчуждение личности от породивших ее обстоятельств, стремление этой личности к иным, пусть совершенно неопределенным, неясным условиям жизни. Поэтому в целом творческие принципы, метод романтического искусства можно определить следующим образом: романтизм предусматривает художественное воспроизведение жизни в виде самооценных личностей, независимых по своим характерам от окружающих обстоятельств и устремленных в иной, созвучный им мир, при произвольной (условной или конкретно-исторической) образной детализации.

Романтики открыли необычайную сложность, глубину и антиномичность духовного мира человека, внутреннюю бесконечность человеческой индивидуальности. Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, к тайным движениям души, к «ночной» ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному - существенные черты романтического мировосприятия.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих направлений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе (поэты «озерной школы», Шатобриан, Жуковский); в творчестве других (Байрон, Шелли, Мицкевич, Лермонтов) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.

Теоретики романтизма проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии, подчеркивали музыкальное и живописное начала в поэзии. С точки зрения принципов художественной изобразительности романтики тяготели к фантастике, сатирическому гротеску, демонстративной условности формы, смело смешивали обыденное и необычное, трагическое и комическое.

Господство романтизма в художественной культуре человечества падает на первую треть XIX в. Но романтизм продолжает развиваться и в дальнейшем - в течение всего XIX в. и в XX в, в тех случаях, когда возникала необходимость в особой актуализации личной самоценности человека.

Классической страной романтизма была Германия. Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, бр. Ф. и А. Шлегели, Тик). Опираясь на философию И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга, они создали философскую, эстетическую и литературную теорию романтизма (в том числе теорию романтической иронии), получившую европейский резонанс, противопоставили буржуазной действительности идею преображения мира посредством искусства, «автономию» творческого «я». Немцы же создали первые образцы искусства романтизма: комедия Тика «Кот в сапогах», лирический цикл «Гимны к ночи» и роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, ряд фантастических повестей. Герой Новалиса - мечтатель, уходящий в иллюзорное царство грез, не входящих ни в какое соприкосновение с действительностью. Перенося читателей в средневековую Германию (XIII в.), Новалис идеализирует средние века, всячески подчеркивая, что разум человека, его социальные стремления бесплодны и никчемны, что подлинными ценностями являются лишь поэзия и религия, а подлинной реальностью - человеческая мечта, которая может получить свое осуществление только в ином.

Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору (сказки бр. Я. и В. Гримм и др.). Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (Й. Эйхендорф). Гейдельбергские романтики оформили принципы первого научного направления в литературоведении (фольклористике) - мифологической школы.

В позднем немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали влияние на последующую литературу - как реалистическую (Бальзак, Диккенс, Достоевский), так и на символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего романтизма нашли свое выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне.

Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса. Неприятие современного промышленного общества, идеализация старины, добуржуазных патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естественных чувств - основные мотивы поэтов «озерной школы»: У. Вордсворта, С. Т. Колдриджа, Р. Саути. Не веря в идею «разумного» переустройства мира, они противопоставляли ей христианское смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики. Интерес к национальной старине, к устной народной поэзии отличает творчество В. Скотта - автора романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположника жанра исторического романа в европейской литература. Гимном красоты мира и прекрасной человеческой природе может быть названа поэзия Дж. Китса. Настроениями борьбы и протеста проникнуто романтическое творчество Байрона и Шелли. Однако неясность политических идеалов и перспектив общественного развития рождала в творчестве Байрона чувство трагической безысходности, мотивы «мировой скорби». Созданные им титанические образы мятежников-индивидуалистов оказали воздействие на всю европейскую, в том числе русскую (Лермонтов) литературу (так называемый байронизм).

Во Франции, где особенно сильны были традиции классицизма, романтизм встретил наибольшее противодействие и утвердился в литературе лишь в начале 20-х гг XIX в. Формирование французского романтизма связано главным образом с жанром лирического интимно-психологического романа и повести: «Атала» и «Рене» Шатобриана, «Дельфина» и «Коринна, или Италия» Ж. Сталь, «Оберман» Э. П. Сенанкура, «Адольф» Б. Констана. В эпоху господства романтизма достигает расцвета поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш. О. Сент-Бев, О. Барбье, М. Деборд-Вальмор), драма (А. Дюма - отец, Гюго, Виньи, Мюссе); дальнейшее развитие получает жанр романа: психологического (Мюссе), исторического (Виньи, раннее творчество Бальзака, П. Мериме), социального (Гюго, Жорж Санд, Э. Сю).

Романтизм получил распространение и в других европейских странах (Италии, Испании, Австрии, Швеции, Венгрии, Румынии, Польше).

Утверждение национальной независимости во многом определило развитие романтизма в США, для которого характерна оптимистическая иллюзия относительно будущего Америки, менее (чем в европейских странах) тесная связь с культурами прошлых эпох. Романтизму в США родственно течение трансцендентализма (Р. У. Эмерсон, Г. Торо, Хоторн), подвергшее критике индустриализацию и урбанизацию и провозгласившее культ природы и «простой» жизни.

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после Отечественной войны 1812г., формированием дворянской революционности, обострением личного самосознания.

В русской литературе романтизм дал значительные художественные результаты уже в начале XIX в.

Начиная с 40-х гг. XIX в. романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит на второй план. Однако традиции романтизма остаются действенными на протяжении всего XIX в., обретя новые импульсы и силы в конце XIX - начале XX вв. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, не столько строем произведения, сколько умонастроением, общими принципами поэтики - отрицанием всего обыденного и прозаического, «раздвоенностью» рефлексирующего творческого сознания, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике. В дальнейшем традиции романтизма были усвоены, а иногда полемически переосмыслены символизмом (А. А. Блок, Р. М. Рильке). Известное стихотворение раннего Брюсова «Юному поэту» означает не что иное, как поэтическую программу романтизма: «не живи настоящим. Только грядущее - область поэта». Прямое и опосредованное воздействие идейно-творческих установок романтизма ощутимо в экспрессионизме, отчасти в поэзии сюрреализма и некоторых других авангардистских течениях.

Романтический пафос преобразования жизни, высота романтических идеалов характерны для раннего творчества М. Горького.

Рассказы о босяках - великолепные образцы собственно романтического творчества. Горький изображает босяков как людей свободолюбивых, талантливых, с гордым чувством своей самоценности, личного достоинства. Ярким примером является пекарь Коновалов, герой из одноименного рассказа.

В 20-е годы XX в. это прежде всего творчество А. Грина, который с самого начала вошел в литературу как необычайный писатель традиционного романтического склада (роман «Блистающий мир», повесть «Алые паруса»).

В 30-40-е гг. создает свой удивительно сказочный мир Е. Шварц. Дракон в одноименной пьесе подчинил страну своей тиранской власти, и все привыкли к этому, считают его тиранию вполне нормальным состоянием жизни. Но вот появляется странствующий рыцарь Ланцелот и освобождает народ от дракона. Исчез после этого Ланцелот из города на какое-то время, и в стране появился новый диктатор, по своей собственной воле. Но возвращается Ланцелот - и вновь страна свободна.

Когда пьеса появилась в печати в 1943 г., ее интерпретировали у нас как антифашистское произведение. Но достаточно было непредвзято прочитать ее чтобы увидеть, что пьеса от начала до конца была повернута к собственной нашей действительности - с явным разоблачением сталинской тирании и с романтической надеждой на спасение от нее.

 

2011-01-11 09:00:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617