Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение. Ч. 2.

2.4. Литературный стиль

В литературоведении последних десятилетий все более утверждается точка зрения на стиль как свойство художественной формы литературных произведений. В таком понимании стиль - это принципы, на основе которых создается единство художественной формы, в отличие от метода как принципов, на основе которых создается единство художественного содержания. Иначе говоря, метод определяет структуру художественного содержания, стиль - структуру художественной формы.

Такое различение понятий метода и стиля не противоречит известному положению о единстве содержания и формы художественных произведений. Единство - это не тождество, а диалектическая взаимосвязь. Между методом и стилем существует в принципе такая же взаимосвязь, какая существует между содержанием и формой в целом.

Метод определяет самые общие особенности содержания, а следовательно, и формы всей художественной системы. Поэтому можно говорить, например, о стилевой общности классицизма, романтизма, реализма. Но в еще большей мере можно выявить стилевую общность литературного направления внутри художественной системы, обусловленную типологической общностью содержания и жанровым своеобразием литературного направления. Например, очевидна стилевая общность творчества Гоголя и Салтыкова-Щедрина как представителей сатирического («гоголевского») направления в русской реалистической литературе. Она проистекает из резко критического отношения этих писателей к социальным порокам своего времени и выражается в преобладании комических средств художественной образности. Точно так же можно выявить общность творчества Тургенева, Л. Толстого и Чернышевского как представителей романического направления в той же художественной системе русской литературы. Их объединяют и романические жанры, и преобладание психологического анализа в их творчестве.

Свои стилевые особенности создают и литературные течения внутри художественных систем. Например, стиль сатирических произведений Салтыкова-Щедрина во многом отличается от стиля сатирических произведений Гоголя потому, что у этих сатириков были разные социально-политические позиции. Этим же обусловлены и стилевые различия романов Чернышевского и Тургенева, что совершенно явно проявилось в композиции романов «Что делать?» и «Отцы и дети». Роман Тургенева построен так, что Базаров, представляющий здесь русскую радикальную демократию XIX века, образует композиционно одну из крайностей общественной жизни того времени, так же бесперспективную по ходу действия в романе, как и другая крайность, представленная аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, а на историческую авансцену выдвигается в конце концов Аркадий Кирсанов, хранящий память и о том и о другом, но не допускающий их крайностей, что совершенно определенно обнаруживает либерально-дворянскую позицию писателя. В отличие от этого, в романе революционного демократа Чернышевского представители радикальной демократии все более и более вытесняют по ходу действия представителей старого мира на задний план, а сами выступают в качестве основной силы общественно-исторического процесса.

В целом же, в своей законченности, стиль создается тогда, когда стилевые особенности и всей художественной системы, и литературного направления, и литературного течения, и жанра преломляются в творческой индивидуальности писателя. Поэтому стиль, то есть принципы формотворчества, обнаруживается полнее всего при исследовании творчества отдельных писателей и даже отдельных его произведений, в то время как метод, то есть содержательные принципы художественного восприятия жизни, окончательно выясняется только в результате сравнительного исследования произведений ряда писателей.

 

2011-01-11 09:00:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика