Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение. Ч. 2.

3. ПУТИ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Овладение искусством анализа текста - главное содержание литературного образования.

... Как ни многообразны приемы анализа литературного произведения, некоторые выступают как общие, исходные, фундаментальные принципы.

Одним из таких принципов анализа художественного творения является единство формы и содержания, их взаимообусловленность, взаимопроникновение. Художественные особенности произведения - не приложение к пафосу произведения, а способ его существования. Белинский пишет: «... идея с формою должна быть органически слиянна, как душа с телом, так, что уничтожить форму, значит, уничтожить и идею и наоборот. Единодушность идеи с формою так велика в искусстве, что ни ложная идея не может осуществиться в прекрасной форме, ни прекрасная форма быть выражением ложной идеи».

Важнейший критерий анализа художественного текста - сохранить его целостность: произведение представляет собой, говоря словами Толстого, «лабиринт сцеплений» и каждый компонент несет в себе влияние всего контекста, вырванный из которого, он крайне обедняется. Между тем, изучение литературного произведения идет по пути аналитического вычленения отдельных его элементов. Это чревато серьезной опасностью: возникает угроза «опасного расщепления самого ядра литературного искусства». Однако при овладении искусством аналитического разбора произведения синтетический характер художественного образа не только не разрушается, но напротив, проясняется и углубляется. Об аналитическом расчленении в ходе осмысления произведения Белинский писал: « ...это действие разума не отвратительный анатомический процесс, разрушающий прекрасное явление для того, чтобы определить его значение. Разум разрушает явление для того, чтоб оживить его для себя в новой красоте и новой жизни, если он найдет себя в нем. Но чтобы это произошло -расчленение, дробление сложного единства произведения должно иметь целью восхождение к новому единству: анализ и синтез должны быть нерасторжимо соединены».

Для описания организации произведения как художественного целого используются термины «композиция», «архитектоника», «структура». В ряде случаев они употребляются как синонимы, а нередко им придаются специфические значения (см. об этом: «Литературный энциклопедический словарь»). Так, под архитектоникой чаще всего имеют в виду организацию «внешней формы» произведения (его подсистемы - речевая организация и ритмо-мелодическая организация текста), соотнесение и расположение компонентов художественного текста, и включают ее в понятие «композиция». В свою очередь термин «композиция» употребляется в самых разных значениях: и как общая организация текста в идейно-эстетическое целое, и как организация художественного текста (описание, повествование, диалог, монолог и т.п.), и как организация воображаемого мира (пейзаж, портрет, сюжет и т.п.), и как организация его отдельных составляющих (композиция повествования, композиция сюжета и т.п.).

При анализе пространства и времени в художественном произведении следует учитывать структуру системы характеров (контрастность, зеркальность и т.д.); строение сюжета (линейный, однонаправленный или с возвратами, забеганиями вперед, спиральный и т.д., удельный вес отдельных элементов сюжета); характер пейзажа, портрета; наличие подтекста и сверхтекста в произведении.

Столь же существенным принципом литературного анализа произведения является учет его жанровой специфики - выбор конкретных путей и форм изучения произведения в значительной мере определяется именно его принадлежность к определенному жанру: в эпическом произведении исследователь сосредотачивается на способах повествования, принципах характерологии, сюжетно-композиционных особенностях, поэтике художественного времени и пространства; в изучении лирики особое значение приобретает анализ лирического героя образа-переживания, ритмико-интонационных форм его воплощения, ассоциаций, стихотворного размера; в анализе драмы исследователь руководствуется установкой выявить этапы развития конфликта, расстановку персонажей, особенности речевой характеристики, подтекст диалогов, значение ремарок.

И дело на только в приоритете тех или иных художественных принципов в различных жанрах - многие из них являются основопологающими для всех родов литературы - важно уяснять их жанровое своеобразие, их родовую специфику в том или ином произведении. Не случайно сами писатели придают принципиальное значение жанровому определению своего творения: Пушкин специально в подзаголовке определил поэму «Медный всадник» как «петербургскую повесть», Гоголь в заглавие вынес обозначение «Мертвых душ» как поэмы, а Л. Толстой просил «Войну и мир» не называть романом. Признаки того или иного жанра редко претворяются в «чистом виде» - чаще они сосуществуют, сочетаются, взаимодействуют друг с другом. Например, только рассмотрение лирического, драматического, эпического начал в «Железной дороге» Некрасова дает полнокровное ощущение всего художественного богатства этого синтетического жанра.

Благодарные возможности постижения литературного произведения представляет метод сравнительного анализа: сопоставление образов внутри произведения позволяет выявить глубины его проблематики; сравнение их с образами данного писателя и другие периоды его творчества дает возможность осознать его эволюцию; соотнесение изучаемого произведения с родственными ему творениями иного писателя, рельефно проявляет его художественное своеобразие, а также проясняет его место в становлении определенной историко-литературной закономерности.

Дополнительные возможности открытия специфики изучаемого произведения дает его рассмотрение в контексте различных видов искусств: сценическая история, экранизация, иллюстрации подчас неожиданным светом высвечивают все новые и новые грани шедевры.

Но какой бы путь анализа не избирал студент в том или ином случае, важно, чтобы осмысление произведения направлялось главной «сверхзадачей»: осмыслить внутреннюю целостность его, ощутить его как единый художественный мир, живущий внутренними взаимосвязями всех элементов его эстетической системы между собой и общим законченным целым.

 

2011-01-11 09:00:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011121314151617