Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Литературоведение. Ч. 2.

2.5.6. Модернизм

Модернизм (от франц. moderne - новейший, современный) -термин, который обозначает философско-эстетическое движение в литературе и искусстве XX в, новое по сравнению с искусством, возникшим ранее, прежде всего с реализмом XIX в. Как сложившаяся система модернизм выступает начиная с 20-х гг. Его философскими истоками были идеи Ф. Ницше, А. Берчсона, Э. Гуссерля, концепции З. Фрейда, К. Г. Юнга, в дальнейшем М. Хайдеггера, которые рационализму буржуазного мышления противопоставили многообразие субъективистских интерпретаций бытия.

Модернизм (включая сюда декаданс, экспрессионизм, экзистенциализм) связан с романтической абсолютизацией личной самоценности человека и представляет собой в конечном виде полный отрыв личности от общества.

Реальной первоосновой этой художественной системы является социальное отчуждение личности, которое приобрело в XX веке крайнюю остроту, особенно в странах с тоталитарными режимами. В этом отношении суть модернизма заключена в художественно-творческой актуализации и предельной абсолютизации социального отчуждения личности. На этой основе литература модернизма дала много подлинно художественных ценностей.

Коренное свойство литературы модернизма (Дж. Джойс, Ф. Кафка, В. Вулф, Г. Стайн, Т. С. Элиот, Э. Паунд, А. Жид, М. Пруст, Ж. П. Сартр, А. Калею, Э. Ионеско, С. Беккет и др.) убеждение в глубоком и непреодолимом разрыве духовного опыта личности и доминирующих тенденций общественной жизни, конечной абсурдности каждого индивидуального существования и всего макрокосмоса действительности. Для модернистов человек остается жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу.

Писатели-модернисты ищут особые художественные средства, чтобы передать весь комплекс острых противоречий XX в. Реалистические средства представляются им недостаточно выразительными, устаревшими, прежде всего для воспроизведения душевного состояния человека, его кризисного, даже патологического сознания, его изначально трагического мироощущения.

На Западе модернизм нередко обожествляют с «художественной революцией», приведшей к существенному обогащению системы изобразительных искусств: поток сознания, внутренний монолог, ассоциативный монтаж, пересечение памяти и сиюминутного переживания, определяющие концепцию повествовательного времени и т.п.

Однако предпосылки подобных форм художественной организации материала обнаруживаются уже в реалистической литературе XIX в. и у писателей-реалистов XX в. (независимо от модернистов). Дело в том, что новые элементы, поэтики были укреплены модернистами, использованы ими как основные формальные приемы. При этом, если реализм подчинял их задаче все более многогранного и глубокого исследования человека в его отношениях с обществом, создавая объективную картину изображаемого, то модернизм для претворения идеи о бессмысленном круговороте жизненного опыта, о всеобщей разделенности как законе бытия и о бессилии личности противостоять своему трагическому уделу. Именно это создавало почву для сугубо формалистического подхода к проблемам поэтики, понятой прежде всего как способ построения такой художественной реальности, которая обладает минимумом связей с общественной деятельностью или даже противостоит ей как самодостаточный мир.

Как литературное направление модернизм предстает конгломератом течении и школ по своим исходным установкам порой оказывавшихся на авансцене борьбы за новое художественное видение, отвечающее динамичному характеру действительности XX века.

2.5.7. Постмодернизм

В западной культуре последней четверти XX столетия возникло явление для обозначения которого в социально-гуманитарном знании стали применяться термины «постмодерн» и «постмодернизм». Термин «постмодерн» указывает на состояние эпохи после Нового времени (модерна, современности) постмодернизм» означает ситуацию в культуре и тенденции ее развития в «послесовременную» эпоху ... Указанные категории в системе культурологического знания ... связываются с изменениями ... культурного развития западных стран.

Постмодернизм представляет собой не только специфически окрашенное самосознание западной культуры и состояние ментальности, но и особый способ деятельности, активности, жизни. Постмодернизм охватывает довольно широкий и разнообразный мир социокультурных феноменов, возникших на фоне обострения глобальных проблем и нарастающей угрозы всеуничтожения (омницида).

... Концепции американских исследователей социокультурной динамики Д.Беллами, Д.Фокса, Д.Лоджа и др. Беллами акцентирует внимание на определении постмодернизма как альтернативы «высокому» модернизму.

Фокс считает, что постмодернизм предлагает не только видение, но и обдумывание, адресован не просто к глазу, но и к ментальному зрению, стремится к синтезу художественной формы с внехудожественным содержанием. Лодж подчеркивает антиэлитарные тенденции постмодернизма, указывая на возможность их утраты. Американский литературовед И. Хассан, говоря о нигилистической игре и мистической трансценденции постмодернизма, его движении к исчезающей точке, обращает внимание на характер саморазрушения постмодернизма: движение к исчезающей точке, в отличие от модернизма, происходит не для того, чтобы прийти к абсолютному ничто, а для того, чтобы заново создать собственные структуры. Хассан, пытаясь выявить специфику постмодернизма, указывает на такие признаки этого явления, как неопределенность, фрагментарность, деканонизация, ирония, смешение жанров, работа на публику, стилевой синкретизм.

По мнению К. Батлера, постмодернизм в художественной культуре возник после выхода в свет романа Д. Джойса «Поминки по Финнегану» (1939), а в сегодняшней литературе представлен творчеством Х.-Л. Борхеса и А. Роб-Грийе. ... Ф. Джеймисон видит проявления постмодернизма в поэзии Д. Эшбери, ... прозе французских «новых романистов»...

Постмодернистские (трансавангардистские) тенденции в изобразительном искусстве со свойственной им свободой художественного языка и действий проявили себя в Италии, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, других европейских странах и США. Что касается России, то развитие ее художественной культуры в XX в. не представляло собой непрерывного процесса ... Последовательное и по преимуществу непрерывное развитие авангардистских принципов творчества на Западе привело в 70-е г.г. к неоавангардизму, ставшему символом смерти искусства. В России подобная самоликвидация модернизма не состоялась. Тоталитарный режим, установившийся на долгие десятилетия, запретил модернистско-авангардистское искусство и, тем самым, прервал его естественное движение к «исчезающей точке» уже в начале 30-х годов. Однако «социалистический реализм» как официальное искусство тоталитарной эпохи, по справедливому замечанию Б. Гройса, недалеко отстоял от художественного авангарда, ему были присущи многие качества последнего: утопизм, футуристическая направленность, строгость стиля и правил художественной активности и т.д.

Таким образом, постмодернизм - общекультурный феномен, окончательно сформировавшийся в 70-80-е гг. и существующий одновременно с остатками неоавангардизма. Наиболее яркое выражение постмодернизм получил в искусстве. Для него характерны следующие черты: ориентация на «массу» и элиту одновременно; обращение к забытым художественным традициям; стилевой плюрализм, программный ретроспективизм, сближающий постмодернизм с ностальгическо-ретроспективными элементами неоконсервативной идеологии; стабилизационная направленность; обращение к гротескным типам художественной образности, иронии, аллюзии; расширенное понимание искусства вплоть до его отождествления с внехудожественными сферами деятельности, например политикой. В науке не выработано единого определения постмодернизма. Тем не менее постмодернизм прочно занял место в культурной жизни современного мира и имеет сильное интеллектуальное и художественное воздействие на духовный мир современного человека.

 

2011-01-11 09:00:14 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Яндекс.Метрика