Демократия
Определение демократии
Народное правление
Слово «демократия» известно, вероятно, большинству людей, но выражаемая им концепция все еще порой неверно понимается и неверно используется в такие моменты, когда тоталитарные режимы и военные диктатуры пытаются претендовать на поддержку народа, навешивая на себя демократические ярлыки. В то же время, мощь демократической идеи побуждала наиболее глубокие и трогательные выражения воли и интеллекта людей в истории: от Перикла в древних Афинах до Вацлава Гавела в современной Чехо-Словакии, от Декларации независимости Томаса Джефферсона в 1776 году до последних выступлений Андрея Сахарова в 1989 году.
В словаре демократия определяется как «народная форма правления, в которой народ облечен высшей властью и осуществляет ее либо непосредственно, либо через своих избранных представителей при свободной избирательной системе». По словам Авраама Линкольна, демократия - это «народное правление, осуществляемое народом ради народа».
Свобода и демократия часто употребляются как взаимозаменяемые понятия, но синонимами они не являются. Демократия - это действительно комплекс идей и принципов о свободе, но она содержит также комплекс практических норм и процедур, сформировавшихся на протяжении долгой и часто мучительной истории. Короче говоря, демократия есть наделение свободы законным статусом. Именно поэтому можно с полным правом назвать демократическими проверенные временем основные принципы конституционного правительства, права человека и равенство перед законом - характеристики, которыми должно обладать любое общество.
Демократии делятся на две основные категории - прямые и представительные. При прямой демократии все граждане без посредничества избранных или назначенных официальных лиц могут участвовать в принятии общественных решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей - например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов. Древние Афины, первая демократия в мире, умудрялась осуществлять прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало пять-шесть тысяч человек - вероятно, максимальное число, которое можно физически собрать вместе для проведения в жизнь прямой демократии.
Современное общество, при его сложности и многочисленности, имеет не много возможностей для осуществления прямой демократии. Даже на северо-востоке Соединенных Штатов, в Новой Англии, где свято чтят традицию городского собрания, большинство сообществ стали слишком большими, чтобы все жители могли собираться в одном помещении и прямым голосованием решать вопросы, касающиеся их жизни.
Сегодня наиболее принятой формой демократии, как для городов с населением в 50 тысяч, так и для стран с населением в 50 миллионов, является представительная демократия, в которой граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений, формулирования законов и проведения в жизнь программ ради общественного блага. От имени народа эти официальные лица могут продуманно и упорядоченно разбираться в сложных общественных проблемах, что требует затрат времени и энергии и часто является непрактичным для подавляющего большинства частных лиц.
Процедуры избрания официальных лиц могут быть самыми разными. Например, на общенациональном уровне законодатели могут избираться в районах, каждый из которых выбирает одного представителя. При системе пропорционального представительства каждая политическая партия представлена в законодательном органе в соответствии с процентным соотношением к общему числу избранных по всей стране. Местные и районные выборы могут копировать эти национальные модели или избирать своих представителей менее формально, групповым консенсусом вместо выборов. Каков бы ни был метод, официальные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и остаются подотчетными народу во всех своих действиях.
Правило большинства и права меньшинств
Все демократии являются системами, в которых граждане свободно принимают политические решения в соответствии с правилом большинства голосов. Но подчинение меньшинства большинству не всегда бывает демократическим: никто, к примеру, не назовет честной или справедливой систему, при которой 51 проценту населения позволено угнетать остальные 49 именем большинства. В демократическом обществе правило большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности, которые, в свою очередь, служат защите прав меньшинств - будь то этнические меньшинства или религиозные, или политические, или просто те, кто потерпел поражение в дебатах по спорному законодательству. Права меньшинств не зависят от доброй воли большинства и не могут быть отменены большинством голосов. Права меньшинств защищены, потому что демократические законы и институты защищают права всех граждан.
Диана Рэвич, ученый, литератор, а в настоящее время помощник министра просвещения США, писала в своем докладе на семинаре работников просвещения в Польше: «Когда представительная демократия действует в соответствии с конституцией, ограничивающей государственную власть и гарантирующей основные права всем гражданам, такая форма правления называется конституционной демократией. В таком обществе правило большинства и права меньшинств защищены законом и институтами, проводящими законы в жизнь».
Эти элементы определяют фундаментальные элементы всех современных демократий, независимо от исторических, экономических и культурных различий. Основные элементы конституционного правления - правило большинства в сочетании с правами личности и правами меньшинств, - а также правовые нормы можно обнаружить в Канаде и Коста-Рике, во Франции и в Ботсване, в Японии и в Индии, несмотря на гигантские различия этих стран и обществ.
Демократическое общество
Демократия не ограничивается комплексом конституционных правил и процедур, определяющих, как должно функционировать правительство. В демократии правительство - это только один элемент, сосуществующий в социальной ткани со многими и различными институтами, политическими партиями, организациями и ассоциациями. Это разнообразие называется плюрализмом и предполагает, что многие организованные группы и институты в демократическом обществе не зависят от правительства для своего существования, законности или авторитета.
Тысячи частных организаций оперируют в демократическом обществе, некоторые на местном уровне, другие - на национальном. Многие из них играют роль посредников между частными лицами и сложными социальными и правительственными институтами, частью которых они являются, заполняя позиции, не отданные правительству, и предоставляя отдельным лицам возможности осуществить свои права и обязанности граждан демократического общества.
Эти группы представляют интересы своих членов разнообразными способами - поддерживая кандидатов на правительственные посты, участвуя в обсуждениях проблем и пытаясь влиять на политические решения. Будучи членами таких групп, отдельные личности имеют возможность принять весомое участие как в государственных делах, так и в делах своих собственных сообществ. Примеров много, и они разнообразны: благотворительные организации и церкви, группы, занимающиеся охраной окружающей среды и организованные по принципу соседства, деловые ассоциации и профессиональные союзы.
В авторитарном обществе практически все подобные организации контролировались бы правительством или должны были бы получить от него разрешение на существование, находились бы под его надзором или были бы как-то иначе ему подотчетны. В демократическом обществе прерогативы правительства точно определены законом, и власть его резко ограничена. В результате частные организации свободны от правительственного контроля; наоборот, многие из них имеют возможность воздействовать на правительство и требовать от него отчета в его действиях. Другие группы, связанные с искусством, отправлением религиозной веры, с научными исследованиями или объединяемые другими интересами, могут предпочесть иметь меньший контакт с правительством или не иметь его вовсе.
В этой насыщенной частной сфере демократического общества граждане могут открывать для себя возможности свободы и обязанности самоуправления, не испытывая при этом давления правительственной длани, которая бывает порой достаточно тяжелой.
Столпы демократии
- Народовластие
- Правительство, основанное на согласии управляемых
- Правило большинства
- Права меньшинств
- Гарантии основных прав человека
- Свободные и честные выборы
- Равенство перед законом
- Справедливое судопроизводство
- Конституционные ограничения правительства
- Социальный, экономический и политический плюрализм
- Ценности терпимости, прагматизма, сотрудничества и компромисса
2010-11-15 09:40:59 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |