Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Во времена поздней готики (XIV в.) удлиненный силуэт фигуры подчеркивается высокими колпаками - энненами. Эннены продержались моде Европы около ста лет, и их феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его. Эннены делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или другую дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную (до земли) вуаль, которая иногда прикрывала лицо. Эннены возвышали феодалок над народом и друг над другом. Чем знатнее была дама, тем был выше ее эннен. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, надевали шляпы в виде «сахарных голов» (рис. 17). Характерным для обуви готического стиля является длинная носочная часть. Родиной «носатой» обуви считается Бургундия. Длина носочной части определялась в зависимости от социального статуса владельца. Обувь с носами в две с половиной ступни (до семидесяти сантиметров) позволялось носить принцам крови; в две ступни (до шестидесяти сантиметров) - родовитым дворянам; в половину ступни (до пятнадцати сантиметров) должны были носить простолюдины. Для удобства длинные носы пристегивали цепочками к браслету у колена. Носы украшали фигурками зверей, колокольчиками, зеркальцами, в которых на ходу можно было любоваться собой (рис. 17).

Рис. 17. Костюм и обувь готики


Новые веяния в эстетике Средневековья нашли отражение в эстетических высказываниях Фомы Аквинского (1225-1274): «Для красоты требуется троякое. Во-первых, цельность или совершенство, ибо имеющее изъян уже поэтому самому безобразно. Во-вторых, должная пропорция или созвучие. И, наконец, ясность; вот почему то, что имеет блестящий цвет, называют прекрасным». В музыке Средневековья господствовал григорианский хорал, получивший свое название по имени папы Григория I. Природа григорианского пения была строго одноголосной, символизировавшей полное единство чувств и помыслов. В XI-XIII вв. интенсивно развивается и ряд театральных жанров. Прежде всего это относится к религиозным мистериям, которые создавались на основе сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Древнерусское искусство, охватывающее период X-XVII в., принадлежит к лучшим созданиям художественной культуры.

Как и все средневековое искусство, оно связано с религиозной догмой, отсюда его каноничность, символичность образов, условность художественной формы. Несмотря на тесную связь в начале его развития с культурой Византии, древнерусское искусство самобытно. Оно проникнуто глубокой человечностью. Его памятники несут в себе черты народной идеологии и содержат Жизненные наблюдения.

Русь X-XI вв. - эпоха славы и могущества единого феодального государства со столицей в Киеве. Это был период политического и экономического расцвета. В 988 г. при князе Владимире официальной религией стало христианство. Это способствовало укреплению связей Руси со странами Западной Европы и с Византией, где христианство существовало с IV в. На Руси была принята и новая система письменности.

С конца X в. на Руси ведется летописание, а уже через столетие отдельные летописные повествования объединяются монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в единую книгу «Повесть временных лет». Любовь к своей славной истории навсегда стала чертой русского характера. Народ воспевает это время в былинах. Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич съезжаются в стольный Киев и здесь защищают русскую землю от степных врагов. В Киевской Руси закладываются основы последующего развития искусства трех братских славянских народов - русского, украинского, белорусского.

С X в. деревянные храмы, дворцы, крепости воздвигаются по всей Руси. В условиях борьбы с кочевниками главным было строительство крепостей. Уже тогда появилась та особенность русской архитектуры, которая в дальнейшем продолжала развиваться, - ее тесная связь с окружающим пейзажем. В 996 г. был построен первый каменный храм.

Из дерева, глины, земли древние славяне создавали свои жилища, крепости. Деревянные части построек они стремились украсить, покрывая резьбой из геометрических или растительных орнаментов, расписывая яркими красками. В центре своих храмов славяне ставили идолов, сделанных ими весьма схематично из камня, дерева, реже из металла. Особенно искусны были славянские мастера в создании ювелирных произведений.

Монголо-татарское иго XIII-XV вв. нанесло колоссальный ущерб культуре русского народа. Были не только сожжены, разрушены и ограблены многие памятники искусства, но и убиты или уведены в плен мастера-создатели этих произведений. Прошло много лет, прежде чем освободившиеся от монголо-татарского ига русские земли смогли снова жить и творить, как ранее.

В первой половине XIV столетия в Северо-Восточной Руси начинается объединение княжеств; спустя четверть века во главе их встает Москва. Приостановленное на время в своем развитии русское искусство медленно возрождается. Его основными центрами становятся в XIV в. Новгород и Псков, а с конца столетия - Москва. В архитектуре этого времени проявляется тесная связь с окружающей природой (рис. 18).

Рис. 18. Кирилло-Белозерский монастырь: церковь Преображения


 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика