Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

8.3. Этикетка: значение, история развития и средства создания

Эстетическая ценность товара определяется как его потребительскими свойствами, так и маркировкой и упаковкой. Промышленная графика находит свое отражение в таком средстве маркировки товаров, как этикетка. Это односторонний малоформатный многокрасочный плакат или информационный листок, содержащий совокупность данных о товаре и формирующий имидж товара.

Современные этикетки являются неотъемлемой частью упаковки товара. Они позволяют производителю завоевать доверие покупателей, а иногда своей яркостью и оригинальностью привлечь внимание покупателя к внешне не очень выразительному товару. Благодаря этикетке потребители знакомятся с характеристиками товара, его качеством и могут провести идентификацию товара, поскольку низкопробные изделия, как правило, не отличаются элегантной и изящной упаковкой. Кроме того, наличие этикетки способствует узнаванию товара отдельных производителей и более быстрому принятию решения о покупке.

В начале своего развития этикетка представляла собой простую наклейку, отражающую название товара, а иногда и его состав. Первые печатные этикетки создавались в виде оттиска гравировки, производимой с помощью деревянных и металлических форм. Столь дорогостоящий и сложный технологический процесс получения этикеток был заменен в конце XVIII в. более дешевым и простым литографическим способом.

Первыми этикетки стали делать аптекари. Затем к ним присоединились продавцы, прикреплявшие надписи и изображения на керамических и стеклянных сосудах для хранения и продажи продуктов. Внедрение промышленного производства товаров и рост объемов выпуска товаров повлекли за собой и увеличение объемов изготовления этикеток. Наряду с этим разнообразились и усложнялись способы их изготовления.

В первые годы после революции 1917 г. в России при оформлении товаров продолжают использовать этикетки, содержащие рисунки дореволюционного царского времени. Однако вскоре было взято направление на пропаганду текущих общеполитических задач. Этикетка становится агитационным листком, выполняющим больше политические, чем эстетические функции. Оформление этикеток советского периода было достаточно однообразным и выполнялось в духе социалистического реализма. Признаками мещанства и «идеологического вредительства», за которое соответствующе наказывали, стали изображения орнамента и цветка.

Характерными элементами оформления этикеток эпохи модерна, олицетворяющими нежность и женственность, стали привлекательные женские лица, растительный орнамент и т.п. Наряду с модерном в прикладной графике в это же время получило развитие и новое направление - так называемый русский, или ропетовский (от псевдонима архитектора И. Петрова - Ропет), стиль. «Визитными карточками», признаками товаров «а-ля рус» стали этикетки с превосходно выполненными изображениями персонажей русских сказок, памятников архитектуры, сцен из жизни советского народа, исторических персонажей и героев. В начале XX в. этикетка не только становится отличием товара от других ему подобных, но и несет в себе познавательную информацию в виде портретов известных людей: А. С. Пушкина, А. Суворова, русских борцов Поддубного и Луриха и т.д.

Современная этикетка - это сплав расчета и стиля, маркетинга и творчества. Именно поэтому дизайн этикетки - особый процесс, направленный на то, чтобы потребитель с первого взгляда мог определить назначение в вид продукции. В связи с этим все элементы композиционного построения этикетки должны нести в себе информацию, позволяющую быстро идентифицировать товар. Важное значение имеет и цветовое оформление, которое по палитре применяемых цветов можно условно разделить на мужские (интенсивные и насыщенные) и женские (более нежные). Для оформления дорогих и эксклюзивных товаров используют изысканные сочетания оттенков одного цвета: глянцево-черный с матово-черным, глянцево-белый с матово-белым или глянцево-серый с матово-серым.

Вид этикеток должен соответствовать фирменному стилю продукта или компании и эффективно выполнять свою функциональную задачу. Когда происходит создание этикеток, дизайнер постоянно помнит о том, что в этикетке все должно привлекать внимание и рассказывать о товаре. Учитывая значимость этикетки как своеобразной «приманки» для осуществления покупки, известные фирмы-изготовители привлекают к созданию оригинал-макетов именитых художников, известных архитекторов и модельеров.

Помимо термина «этикетка», в современном русском лексиконе используется и термин «лейбл». В переводе с английского языка означает «оригинальный ярлык». Лейбл представляет собой фирменный знак, зачастую украшенный интересным рисунком, тиснением, голограммой.

Обязательным атрибутом любого товара вне зависимости от его функционального назначения, параметров, комплектности, применения и т.д. являются этикетки. Несмотря на многообразие товаров, разработка этикеток производится с учетом требований законодательных и нормативных документов, в которых указаны обязательные атрибуты и возможные параметры этикеток. По назначению этикетки делят на идентифицирующие, сортоуказывающие, описательные и пропагандистские.

Этикетка - это давно уже не прямоугольный кусочек бумаги с картинкой. Хорошим подарком может стать любой товар с эксклюзивными этикетками, на которых будут изображены фирменные логотипы виновника торжества и поздравления в его честь. Офсетная и трафаретная технологии печати, отделки: вырубка, кэширование, сверление, ламинация, фольгирование графических элементов и контура этикеток, металлические самоклеящиеся этикетки, магнитные и электронные устройства, специальные материалы, краски, покрытия и другие технические достижения XX в. представляют широкий спектр возможностей фирм и предприятий для создания этикеток, достойных конкурентоспособного товара.

Современная этикетка - это лицо товара, своеобразный компас, помогающий потребителю распознать, оценить и выбрать необходимый товар, а также правильно его эксплуатировать.

Таким образом, маркировка товара, предполагающая словесное или знаковое оформление в виде этикетки, представляет собой один из важных факторов формирования и сохранения качества конкурентоспособных товаров.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика