Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Со временем гербы начали изображаться на знаменах, Денежных знаках, печатях, бумаге и иных атрибутах власти. Каждое государство делилось на несколько геральдических марок, бывших под наблюдением одного «оружейного короля» и нескольких герольдов. Например, Франция в 1396 г. делилась на восемнадцать таких марок. В Германии в XIV в. отдельные провинции также имели своих герольдов. Правда, с XVIII в. герольды теряют свое средневековое значение, но не исчезают бесследно, и до сих пор принимают участие в торжественных церемониях - коронациях, бракосочетаниях и т.п.

Спустя столетия после возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники. Самым ранним из них, по-видимому, является «Zuricher Wappenrolle», составленный в Цюрихе в 1320 г.

Интересно, что большинство старинных гербов, появившихся до 1500 г., было присвоено владельцами самовольно, а не пожаловано королем. Изобрести простой герб не составляло труда. Ситуация, в которой три не имеющих родственных связей между собою дворянина имели одинаковые гербы, не была редкостью, а лишь доказывала, что эти гербы приняты ими произвольно. Когда на этой почве между владельцами одинаковых гербов возникал спор, каждый апеллировал к королю как к последней инстанции. Примечательно, что когда спор разрешался, дворянин, вынужденный в результате отказаться от своего герба, утешался тем, что самостоятельно изобретал себе новый. Материалы, собранные во время «геральдических визитов», легли в основу английской генеалогии и геральдики. Эдуард III (1312-1377) учредил геральдическую коллегию, функционирующую по сей день. Сегодня «The College of Arm» располагается в Лондоне на Queen Victoria Street.

В Японии только к XII в. разработали аналогичную геральдическую систему, называемую «топ». В некоторых европейских языках это ошибочно переводится как «герб», хотя: и не является гербом в европейском понимании этого слова. В качестве примера «топа» можно рассматривать эмблему императорской семьи - 16-лепестковую хризантему. Подобные знаки также помещались на шлемы, щиты и нагрудники доспехов, но в отличие от гербов они никогда не изображались настолько крупно, чтобы их можно было распознать на расстоянии. Если такая идентификация требовалась, «топ» изображался на флагах. Так же, как и европейский герб, «топ» используется в искусстве - для оформления одежды, мебели, интерьера. Так же, как и в европейских королевских семействах, младшие члены японской императорской фамилии имели модифицированное по определенным правилам изображение хризантемы. Так же, как и в Европе, в Японии требовалось юридически оформить «топ». Обе наследственные геральдические системы возникли независимо друг от друга, но сходство их неудивительно, так как феодальные общества развивались по одной схеме. Как и европейская, японская геральдика пережила эпоху рыцарства и широко используется в наше время.

В Российской империи геральдика как научная дисциплина начала развиваться с XVII в. Среди обобщающих исследований по отечественной геральдике - труды А. Б. Лакиера, П. П. Винклера, Ю. В. Арсеньева, а также В. К. Лукумского, который вместе с В. Л. Модзалевским выпустил в 1914 г. «Малороссийский гербовник», переизданный в Киеве в 1993 г.

В соответствии с историческими данными в России гербы фактически появились только во второй половине XVII в. благодаря увеличению контактов с Польшей и Западной Европой, в результате чего была практически полностью перенята польская система геральдики. Именно польские геральдические традиции активно использовались при создании российских дворянских гербов. В XVIII в. в России создается герольдия, на которую в том числе были возложены обязанности создания гербов для всех городов России. Одним из первых городских гербов стал герб Санкт-Петербурга. Предполагают, что придуман он был самим Петром I, который принимал активное участие и в создании знамен российских полков, послуживших основой для гербов некоторых городов, к которым эти полки были приписаны. Основой для гербов губерний большей частью послужили гербы их административных центров.

Особенно большой размах жалования отдельным городам и местностям собственных гербов приняло при Екатерине II, когда основная масса всех городов получила собственный герб на основе каких-либо особенностей города, чаще всего природных или хозяйственных. Тогда по городам из герольдии рассылался вопросник, в котором просили сообщить, имеет ли город свой исторический герб, а если нет, то сообщить для составления герба какие-нибудь сведения, в наибольшей степени характеризующие особенности данного города. Чиновники в Петербурге не всегда адекватно воспринимали информацию из регионов. Время от времени это выливалось в то, что случилось, например, с гербом Иркутска. На нем изначально был изображен бабр (так называли в Прибайкалье тигра), несущий с пасти соболя, но в Петербурге решили, что бабр - это бобр и пририсовали тигру ласты - так и живет до сих пор это мифическое животное на гербе Иркутска.

Двуглавый орел - главный элемент герба России - пришел в Россию из Византии только в XV в. Поначалу и двуглавый орел, и всадник, поражающий змия, изображались на разных сторонах государственной печати московских царей, но затем были совмещены путем расположения герба Москвы на груди орла. В течение пяти столетий своего существования в России двуглавый орел неоднократно изменялся: по мере усиления Российского государства орел постепенно приподнимал крылья, пока не расправил их полностью, получал в свои лапы то скипетр и державу, то громовые стрелы, факел и лавровый венок (1825), то лишался имперских атрибутов вовсе (1917). При последних Романовых герб России существовал уже в трех видах - в различных ситуациях использовались Большой, Средний и Малый государственные гербы Российской империи. К XX в. российская геральдика была одной из наиболее развитых геральдических систем в мире с жесткими правилами. С начала XIX в. издавался специальный Гербовник, труды русских классиков - геральдистов того времени П.П. Винклера и А. Б. Лакиера являются основой и для современной геральдики России. До революции каждая губерния, каждый город, каждый род имели собственный герб.

После революции 1917 г. вся дореволюционная имперская символика практически прекратила свое существование. Постепенно двуглавого орла сменили звезда, серп и молот, бело-сине-красный флаг - красное знамя, а «Боже, царя храни...» - сначала неофициально «Интернационал», а затем - «Союз нерушимый республик свободных». Фактически в советское время собственную символику имели только союзные республики и АССР, хотя время от времени предпринимались попытки создания городских гербов, в композиции которых преобладали колосья, шестеренки и колбы с нефтью - в зависимости от хозяйственной специализации города. Одним из первых таких новых «пролетарских» гербов еще в 1924 г. стал герб Москвы, который в итоге не прижился.

После распада СССР по России прокатилась настоящая волна геральдического бума, когда восстанавливались старые дореволюционные гербы и создавались совершенно новые - в результате этого теперь можно наблюдать причудливое сочетание советской, дореволюционной и различной национальной символики как в отношении государственной символики России, так и особенно в отношении символики субъектов Российской Федерации, практически каждый из которых обзавелся собственным гербом, флагом и гимном. Это своеобразный «геральдический зверинец» - кого здесь только нет! Орлы, тигры, медведи (бурые, белые и черные белогрудые), львы, барсы (в том числе акбарс), лисицы, куницы, соболя, волки, козлы, лошади, олени, стерляди, куропатки, лебеди, райские птицы, красные казарки, различные мифические птицы (с лосиными головами, Кат ухуп вой), а также грифон и симаргл - летящий лев с головой собаки... Но даже такое положение не идет ни в какое сравнение с США, где каждый штат имеет кроме флага и герба еще и официальное животное, растение, птицу, в отдельных случаях даже и насекомое и др.

В новое тысячелетие Россия вступила с обновленной государственной символикой (рис. 60).

Рис. 60. Гербы: а - государственный герб России, б - Москвы, в - Белгорода


Музыка советского гимна, императорский флаг, двуглавый орел московских царей - все это символы, несущие в себе мощный импульс исторических образов и ассоциаций. Самым древним из нынешних символов является гербовый двуглавый орел. Русское общество еще на заре XIX столетия с легкостью усвоило поверхностное заключение исследователей той эпохи о заимствовании орла в символике русского государства из родовой эмблемы Палеологов - родственников Ивана III.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748