Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Обувь представляла собой сандалии, которые изготавливали из тростника и кожи или плели из разрезанных на узкие полоски листьев папируса. На подошве сандалий изображали врагов. Сандалии, будучи одинаковыми для мужчин и женщин, прикреплялись к ноге с помощью ремней. Для знатного сословия вырабатывались сандалии с украшениями из золота и позолоты (рис. 4). В более позднее время женской обувью стали туфли без задников - кафш, для изготовления которых применяли шагреневую кожу, окрашенную в черный, красный и часто зеленый цвет. Подошва на месте каблука подбивалась узорчатой железной подковой.

Рис. 4. Обувь египтян


Символом классовой принадлежности наряду с костюмом стали и прически. Характерными чертами древнеегипетского искусства являются прямые, малоизогнутые линии, поэтому и прически отличались статичностью и прямолинейностью. У фараона и представителей господствующего класса они должны были отражать величавость, монументальность и незыблемость существующего строя и традиций (рис. 5). Основным видом прически для мужчин и женщин господствующих классов был парик из волос, бараньей шерсти, хлопковой и льняной окрашенной ткани. Фараон в повседневной жизни носил округлый парик, слепленный из множества косичек, пропитанных душистыми маслами, а на приемах надевал и накладную бороду. Щеголи-аристократы иногда надевали особый двойной парик. Иногда мужская прическа представляла собой свободно ниспадающие волосы.

Рис. 5. Женские прически Древнего Египта


У женщин использовались два парика: плоский сверху на темени и формообразующий по бокам головы. Кроме того, женщины создавали прически и из своих волос, накручивая заранее смазанные глиной пряди волос на тонкие прутья. В качестве фена использовали лучи палящего солнца и ветер. Вскоре прутья были заменены на металлические стержни, которые нагревали и формировали с их помощью прически из завитых волос.

Душистые вещества в античности рассматривались прежде всего как способ привлечь внимание богов, возможность приблизиться к ним. Использование благовоний основывалось на вере в божественное происхождение запахов и в их благоприятное влияние на судьбу и здоровье человека. Благоухать в повседневной жизни могли лишь избранные, которые этим и подчеркивали свою избранность.

Египтяне умело применяли краски, ароматические средства не только для украшения своей внешности, но и в лечебных целях. Знали секреты приготовления ярких иллюминированных, светящихся красок, которые получали из раковин или морских моллюсков. Обнаруженные остатки парфюмерной фабрики египетской царицы Клеопатры, написавшей книгу по косметике «О лекарствах для лица», разработанные и дошедшие до нашего времени более 500 рецептов лекарственных, парфюмерных и косметических средств, составленные ученым Ибн-Синой (Авиценной), являются ярким подтверждением высокого уровня развития производства косметических и парфюмерных средств в Древнем Египте.

Жители Древней Греции имели оживленные связи с Востоком. Благодаря этим связям им удалось ознакомиться с геометрией, алгеброй, астрономией, медициной и другими отраслями научных познаний Египта и Вавилона (древний город в Месопотамии к юго-западу от Багдада). Древнегреческое искусство органично включало философские, религиозные, научные и моральные идеи. Искусство в этот период еще не отделилось от ремесла и представляло собой производственно-техническую Деятельность. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика (наука о художественной прозе) ставились весьма высоко, но не просто как виды искусства, а как виды деятельности, связанные с жизнью человека и выражающие его отношение к окружающей действительности. Зодчие Древней Греции использовали художественные средства для прославления человека-героя, впервые осознавшего себя свободным.

Основная особенность стиля - реалистичность, единство формы и содержания. Творчество греков проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, воплощает и пропагандирует красоту и гармоничность нормально развитого человеческого тела. Для античного человека Древней Греции чувственный компонент восприятия прекрасных объектов органично совмещался с высоким духовным, символическим содержанием. Прекрасное как объективное свойство, заданное самой природой, и прекрасное как субъективное чувство удовольствия сосуществуют и мыслятся нераздельно. Архитектура храма Парфенон, расположенного в Афинах и являвшегося жилищем Бога-человека, лишена восточной символики и создает светлое, радостное ощущение. Благодаря тому что элементы, составляющие композицию храма, соразмерны человеческому телу, его архитектура понятна и близка любому человеку. Высшим достижением греческих зодчих является создание ордера, который стал нормой творческой деятельности целого ряда поколений. В понятие ордера включены колонны, пилястры и портики. К нему обращались в эпохи, лишенные религиозного фанатизма. Ордер обладает поразительной способностью придавать зданиям особую значимость. Здание с колоннами и портиками всегда торжественно и монументально (рис. 6).

Рис. 6. Храм Ники Аптерос


В Древней Греции применялись дорический, ионический, а чуть позже и коринфский ордера. Римляне добавили к ним тосканский и композитный (рис. 7).

Рис. 7. Ордера: а - дорический, б - тосканский, в - ионический, г - коринфский, д - композитный


Дорический ордер - самый прочный и тяжелый на вид из трех архитектурных ордеров в греческой системе, откуда он берет начало; второй по прочности после тосканского в римской системе ордеров. Сочетаясь на одном фасаде с другими ордерами, дорический ордер как «тяжелый ордер» помещался преимущественно внизу. Ионический ордер - один из ордеров, общих для греческой и римской систем. В градации по степени тяжести и легкости занимает среднее положение между более сильным и тяжелым дорическим и более стройным и легким коринфским ордерами. Коринфский ордер - самый легкий и стройный из трех ордеров греческой системы. Коринфскую колонну было принято интерпретировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер - как выражение ее нежности и чистоты. Поэтому его применяли в постройках, чье назначение прямо или косвенно связывалось бы с таким символическим содержанием. В многоэтажных постройках легкий коринфский ордер занимал преимущественно верхнюю позицию. Тосканский ордер - самый прочный и тяжелый на вид. Он символизировал физическую мощь и силу, а потому применялся главным образом в хозяйственных и военных постройках. Тосканскому ордеру уделялось место в первом этаже, где он зримо демонстрировал сопротивление тяжести, лежащей сверху. Композитный ордер - архитектурный ордер, разработанный в Древнем Риме в дополнение к уже существовавшим греческим ордерам. Его пропорции во всем совпадают с коринфским ордером. Капитель коринфского стиля может быть дополнена четырьмя ионическими волютами, иногда в нее вводятся рельефные детали, скульптурные изображения. В более широком смысле композитными называют любые смешанные ордера. Таким образом, основными признаками дорического является простота, строгость и наибольшая массивность. Для ионического ордера характерна легкость и стройность конструкций с наличием расширенного фундамента (низа). Ионический ордер создал основы для развития корифского ордера, который отличается от предшественника четырехсторонней капителью. Капитель (от позднелат. capitellum - головка) в архитектуре проявляется как пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны).

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748