Эстетика и дизайн товаров
8. Промышленная графика
8.1. Значение, виды и области применения промышленной графики
Промышленная графика в виде надписей, иллюстраций, условных знаков, этикеток имеет широкую сферу распространения. К ней относятся все виды визуальной информации - на промышленных предприятиях, транспорте, в торговле, медицине, спорте и других сферах человеческой деятельности.
На предприятиях промышленная графика охватывает широкий круг вопросов: безопасности труда, технологические, коммунальные и т.п.
К промышленной графике относятся также таблички с наименованием населенных пунктов, наименования улиц, номера домов, надписи на транспортных средствах и др.
Современные изделия имеют многочисленную сопроводительную документацию в виде паспортов, инструкций, каталогов. Эту документацию промышленная графика обеспечивает наглядными визуальными изображениями, поясняя строение изделий и их отдельных частей, правила пользования, обслуживания и ремонта.
Другая разновидность промышленной графики - условные знаки, которые образно и быстро благодаря различным символам с обобщенными и характерными чертами содержания передают визуальную информацию.
Несмотря на то что формы, размеры и цвет рисунков этих знаков устанавливаются национальными стандартами, все же заметна тенденция к обобщению их в международном масштабе (рис. 56). Такое направление создает удобства в процессе эксплуатации изделий, экспортно-импортных грузовых операций, сотрудничества, туристических поездок и т.п.
Рис. 56. Символы, обозначающие: а - ковры и ковровые изделия для использования во влажных условиях, б - ручную стирку
В общественных местах с интенсивным движением большого количества людей (гостиницы, аэропорты, вокзалы, зрелищные комплексы) все чаще появляются пиктограммы - графические символы, содержащие самую разнообразную информацию (справочное бюро, туалет, место отдыха). Преимущество пиктограмм по сравнению с текстовыми надписями заключается в том, что она лаконична, образна и понимаема всеми вне зависимости от языка. Пиктограмма унифицируется не только в узконациональных, но и в международных масштабах. Примером может также служить обозначение видов спорта, являющихся олимпийскими.
Многообразие представленных на отечественном рынке товаров выдвигает новые требования к потребителю. Сегодня покупатель должен знать требования к качеству и маркировке товаров, правила осмотра изделий, а также законы и постановления, защищающие его права и здоровье. Одним из ориентиров на пути познания качества товара является маркировка, предполагающая содержание сведений о:
- нормативных документах, в соответствии с которыми произведен товар;
- изготовителе (поставщике);
- результатах сертификации;
- основных потребительских свойствах товара;
- сроке годности;
- гарантиях производителя и т.п.;
- сырьевом составе товара;
- правилах эксплуатации и т.п.
Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст. 6, 7, 8 и 10) узаконено право потребителям на получение достоверной информации о товаре, которая в наглядной и доступной форме должна доводиться до потребителя при реализации товаров, оказании услуг, выполнении работ.
По отдельным видам товаров (работ и услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах и услугах) в обязательном порядке должна указываться в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетке и упаковке. Если предоставленная информация, является недостоверной или недостаточно полной и тем самым наносит вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, то к изготовителю предъявляются административные и уголовные взыскания, оговоренные в статьях 11-16 Закона РФ «О защите прав потребителя».
К специальным обозначениям, наносимым на изделия и упаковку, относятся товарный знак и знаки сопровождения.
Энциклопедический словарь толкует товарный знак как особое сочетание символов в виде цифр, букв, слов и изображений. Это своеобразный паспорт изделия, выданный изготовителем и гарантирующий его качество. Они являются индивидуальными опознавательными символами предприятий и организаций; отраслей производства. Товарный знак используется производителем или продавцом для идентификации своих товаров и отличия их от других производителей.
Все современные товарные знаки можно разделить на четыре категории: символические, аббревиатурные, текстовые и комбинированные.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |