Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

7.2. История становления дизайна

Корни промышленного дизайна уходят к началу XIX в., в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. До промышленной революции в труде ремесленника дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди.

Переломным этапом в видении роли дизайнера в создании привлекательной для потребителя продукции стало основание в Германии в 1907 г. производственного союза «Веркбунд», который объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. Основными задачами союза были: реорганизация ремесленного производства на промышленной основе; создание идеальных образцов для промышленного производства; борьба с украшениями и орнаментацией.

В 1919 г. в небольшом германском городе Веймаре был создан «Баухауз» - первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности. Начало деятельности проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путем создания гармонической предметной среды. Обучение разделялось на техническую и художественную подготовку. Занятие ремеслом считалось необходимым для будущего дизайнера. Изделия отличались чистым геометризмом предметов из дерева и металла. Техническая подготовка подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания.

С приближением кризиса 1930-х гг. производители сталкивались с растущими трудностями при продаже своих товаров. Бизнесмены стали нанимать художников, графиков и театральных декораторов для придания товарам внешнего вида, который привлекал бы покупателей. Наиболее очевидный сдвиг в этом направлении произошел в 1927 г., когда Генри Форд прекратил выпуск автомобилей своей знаменитой модели «Т». Столкнувшись с насыщением рынка и конкуренцией со стороны компании «Дженерал моторе», Форд истратил 18 млн долл. на переоснащение своих предприятий для выпуска нового автомобиля модели «А», имевшей гораздо более изящную, обтекаемую форму. Опыт Форда продемонстрировал деловому миру важную роль дизайна для успешного сбыта любого вида потребительских товаров.

В период кризиса изготовители стали все больше внимания уделять дизайну продукции: сначала как средству борьбы со своими прямыми конкурентами, а позднее как способу восстановления здоровой экономики в стране.

Некоторые дизайнеры выполняли для заказчиков только эскизы, но большинство шло гораздо дальше, изучая производственные процессы и материалы, так как назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка. Часто они занимались дизайном не только самих товаров, но и упаковки, прилавков и витрин, торговых выставок, а также коммерческой архитектурой.

К концу 1930-х гг. большинство компаний заключали контракты с независимыми консультантами на разработку определенного продукта, некоторые же создавали у себя постоянные дизайнерские бюро, причем эта практика постепенно расширялась.

В послевоенной истории дизайна оформились две тенденции:

- культивирование элитарности,

- стремление дать потребителям то, что определялось коммерческим успехом.

В эпоху экономического бума 1950-60-х гг. эстетическая сторона в производстве товаров стала играть важную роль даже в таких отраслях промышленности, как медицинское оборудование и тяжелое машиностроение, хотя раньше их производителей редко беспокоил внешний вид изделий. На мировом рынке, где технология, стоимость производства и обслуживания примерно одинаковы, дизайн способен выделять изделия среди других подобного рода. Он также способен отразить не только количественные характеристики - размеры, скорость, мощность, стоимость, но и более тонкие, качественные черты - удобство в эксплуатации, комфортность, стиль.

Долгое время в дизайне все основывалось на интуиции и здравом смысле, однако по мере усложнения изделий и роста требовательности покупателей процесс все более формализовался. Во многих дизайнерских отделах сегодня работают специалисты по «человеческим факторам» - промышленные психологи, пристально изучающие взаимоотношения между товаром и потребителем.

Дизайн становится важным средством воплощения технологии в формы, понятные рядовому потребителю. С появлением компьютеров, по сути, родилась новая отрасль дизайна. Речь идет не о самих компьютерах, а о программном обеспечении, которое открыло перед дизайнерами необъятное поле деятельности.

Помимо конструирования изделий, дизайнеры оказывают ценную помощь компаниям, упрощая и ускоряя производственный процесс. Промышленные дизайнеры хорошо знают материалы и технику, поэтому часто оказываются в состоянии упростить конструкцию изделия или уменьшить его вес, что сокращает транспортные расходы.

Сегодня дизайн - элемент системы мировой экономики. Это понятие стало гораздо шире, чем привычные нам формообразование или сочетание утилитарного и эстетического. Дизайн - стратегический инструмент конкурентной борьбы в современном постиндустриальном обществе. Именно такое понимание дизайна побуждает государство его поддерживать.

На примере двух динамично развивающихся стран можно проследить основные аспекты этой поддержки. Анализ состояния дизайна в Финляндии и КНР, особенностей продвижения дизайна тем более интересен, что оба государства являются непосредственными соседями России и тесно взаимодействуют с российскими государственными и бизнес-структурами.

В Финляндии была разработана и реализуется государственная программа «Design 2005 «. Повышение конкурентоспособности осуществляется путем развития: дизайнерского образования; междисциплинарных исследований (как в образовании, так и уровне практики); инфраструктуры дизайн-сервиса, стимулирование его постоянного использования финскими компаниями, а также интеграцией дизайна в национальную систему инноваций. Одним из ключевых моментов программы «Design 2005» является широкое внедрение междисциплинарных исследовательских программ, в которых должны принимать участие представители промышленных предприятий, эксперты из смежных областей дизайна, преподаватели и студенты дизайнерских школ. Учитывая возрастающую важность работы на международных рынках, правительство Финляндии способствует продвижению отечественных разработчиков.

Другой пример - дизайн в КНР. Последние годы стали временем активного развития дизайнерской системы в Китае. Правительством принята программа по поддержке промышленного дизайна, которая включает в себя исследовательские проекты, развитие образования, взаимодействие с торговыми организациями, международные контакты, использование медиа для продвижения дизайна. Ключевыми моментами в сфере китайского дизайна являются:

- модернизация крупного промышленного производства;

- активное развитие дизайнерского образования;

- тесная связь обучения с практикой,

- усиление исследований в сфере дизайна с точки зрения китайской культуры;

- государственная система поддержки и продвижения дизайна путем финансирования поддерживаемых правительством структур как на местном уровне, так и на общенациональном.

Поддержка промышленного дизайна на государственном уровне не является чем-то исключительным. Так, в Дании правительственный дизайн-центр координирует работу четырех министерств: бизнеса, культуры, образования и исследований на основе единой государственной политики. В Швеции Совет по промышленному дизайну управляется Министерством промышленности и торговли. В Германии работают 16 дизайн-центров, поддерживаемых земельными и федеральными правительствами. В Великобритании Совет по дизайну, субсидируемый правительством, продвигает британский дизайн. В Японии более 200 дизайн-центров действуют по всей стране. Южно-корейский институт продвижения дизайна финансируется правительством. Даже те страны, которые прежде не отличались промышленным развитием и вниманием к дизайну, сегодня учитывают его потенциал. Во Вьетнаме и Таиланде использование дизайна на малых и средних предприятиях поддерживается государством. В Малайзии при Министерстве науки и технологии действует Совет по дизайну.

Безусловно, что дизайн и сам будет развиваться в обществе, ориентированном на экономические ценности. Но только целенаправленная система государственных мер может достаточно быстро и эффективно сформировать дееспособную дизайнерскую систему.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748