Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

2. Стили мировой культуры

2.1. Стиль: сущность, история становления

Термин «стиль» имеет много значений: стиль эпохи, фирменный стиль, стиль работы, поведение и т.п. Происходит это слово от названия древнего инструмента для письма - «стиль» или «стило» - заостренного стержня из кости, металла или дерева, которым писали на восковой дощечке или на бересте.

Вначале стилем называли литературный слог, затем индивидуальную творческую манеру. Со временем стиль стал означать совокупность художественных особенностей, присущих творчеству писателя, художника, музыканта и т.д. Понятие «стиль» используется при определении типичных для какой-либо эпохи художественных направлений, характер и границы которых весьма разнообразны (строгий стиль в изобразительном искусстве древнегреческой классики, претенциозный стиль во французской литературе XVII в. и т.д.).

Стилем считаются и устойчивые особенности форм архитектуры, изобразительного искусства, существовавшие в течение длительного времени, например романский стиль, готика, барокко, ампир и др.

Стиль эпохи вещественного мира создается под влиянием общественно-экономических отношений и господствующих идеологий. При этом главным условием формирования стиля является господствующее мировоззрение, т.е. система политических, правовых, нравственных, религиозных взглядов, преобладающих философских идей, эстетического идеала, уклада жизни, природно-климатических условий, обычаев и т.д.

Архитектура всегда была «дирижером» нового стиля, так как требовала художественного единства формы предметов, размещенных в том или ином пространстве. Стилевое единство является настолько значительным критерием формообразования, что по характеру формы даже отдельного предмета можно судить не только о времени его создания, но и об уровне культуры и образе жизни народа. Предметам любого исторического периода свойственен определенный стиль, важнейшим признаком которого является общая система организации формы в большом и малом, в форме и пластике зданий, мебели, посуды, одежды, осветительных приборов, средств транспорта и т.д.

2.2. Художественные стили мировой культуры

Возникновение античных эстетических теорий относится к периоду с VII-V вв. до нашей эры по V-VII вв. нашей эры. Античная эстетика представляет собой часть древнегреческой и древнеримской культур и объясняет мир мифологически.

Но одним из ранних рабовладельческих государств, где наука и искусство получили высокое развитие, был Египет. Здесь уже в IV в. до нашей эры наблюдается развитие строительного дела, прикладного искусства, скульптуры. Складываются основные формы художественной культуры: архитектура, портретная скульптура, рельефы и росписи, художественное ремесло, различные жанры искусства словом (поучения, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид).

В Древнем Египте, политический строй которого представлял собой деспотичную монархию, огромную роль играла личность самого фараона. В невероятных для того времени размерах храмов, святилищ, гробниц (пирамид) выражалась идея вечной и незыблемой власти фараона, который считался «сыном солнца». Объем усыпальницы (2 630 000 м3) был в 11,5 млн раз больше самого тела фараона (рис. 1).

Найденные в гробнице Тутанхамона ценные памятники Древнеегипетской культуры, в том числе посуда, ювелирные изделия, ножи, а также живописные и скульптурные изображения древних кораблей, колесниц, мебели, одежды показывает, что предметный мир Древнего Египта был пропитан идеей вечной и незыблемой власти фараона.

Рис. 1. Архитектура Древнего Египта


Исторические факты, результаты археологических раскопок указывают на то, что Древний Египет является первооткрывателем мебельного производства. От сидения и лежания на земле египтяне прогрессировали до стула и ложа. Ассортимент мебели был невелик: сундуки, ларцы, шкафы, кровати, табуреты, стулья, столы, скамейки, вместо подушки использовались подставки для головы (рис. 2).

Рис. 2. Мебель Древнего Египта: трон, головная скамейка, каркас ложа


В отделке мебели использовались яркие краски, которые никогда не смешивали. Украшением мебели служил орнамент, состоящий из элементов в виде коршуна, лотоса, пальмы, солнца, скарабея, змеи, имевший символическое значение. Применяли также роспись и инкрустацию слоновой костью, фигурные фризы. Конструктивными элементами стульев и кресел были: спинка с отвалом, сложные профили ножек, оканчивающиеся скульптурными львиными лапами, ажурные подлокотники в виде животных или птиц, проножки. Распространенным видом мебели для сидения был складной табурет.

Основным признаком костюма египтянина, жившего в то время, является драпировка, которая формировалась со спины на перед и располагалась спереди четкими, ритмичными формами. В костюме наиболее ярко отражалась классовая принадлежность. Великолепие, сложность фасона и качество ткани были основными отличительными критериями. Одеждой для мужчин служила набедренная повязка (схенти) различной длины, различным образом драпированная и поддерживаемая на талии поясом. Вместе с набедренной повязкой, а иногда без нее египтяне носили узкий треугольный передник различных размеров. Основным видом женской одежды был калазирис, форма которого была одинаковой и для царицы и для рабыни. Этот вид одежды состоял из куска ткани, обертывавшего фигуру от груди до щиколоток и поддерживаемый одной или двумя бретелями (рис. 3).

Рис. 3. Мужской и женский костюм египтян


 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748