Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

5.5. Факторы, формирующие восприятие цвета изделия

Спектральный состав света освещения, характер поверхности предметов и сочетание соседства цветов - важные факторы, формирующие цвет изделия.

При попадании солнечных лучей на поверхность предмета происходят следующие явления: лучи поглощаются, отражаются или пропускаются через предмет. Каждое из этих явлений может быть полным или избирательным. Полное (неизбирательное) отражение предполагает, что весь световой поток солнечных лучей полностью отражается от поверхности предмета, которую мы наблюдаем как белую. Полным поглощением лучей света характеризуются предметы черного цвета. При избирательном отражении часть лучей поглощается, а часть отражается от поверхности предмета и он видится цветным. Избирательное поглощение означает, что часть лучей светового потока поглощается предметом, а часть проходит через него. Такие предметы являются избирательно-прозрачными. Если же предмет пропускает лучи светового потока полностью, то такой предмет является прозрачным.

Световые сигналы, окрашенные предметы или поверхности воспринимаются нами в окружении других цветов и при разных условиях освещения. При искусственном освещении (будь то люминесцентные, галогенные лампы или лампы накаливания) спектральный состав светового излучения иной, чем при естественном освещении, а потому меняется и состав света, который отражается от поверхностей предметов.

Естественное освещение в течение дня изменяется. Утром преобладают голубые ультрафиолетовые лучи, достигая к полудню максимальной интенсивности. К вечеру перевес приходится на красные лучи. При натуральном освещении необходимо учитывать следующие моменты:

- в комнатах, с утра до полудня пронизанных солнцем, краски кажутся очень интенсивными;

- комната с вечерним солнцем показывает свои краски в мягких, нежных вариациях, особенно оживают при этом красноватые и желтоватые нюансы;

- в комнатах, обращенных на север, прямые солнечные лучи не попадают никогда, поэтому изменение цветов там минимальное.

Вечером, формируя искусственное освещение, надо стараться подражать естественному свету, тогда выбранный стиль определенного времени будет подчеркиваться наиболее выгодно.

Наибольшие изменения в восприятии цветового оформления предметов вносят лампы накаливания и люминесцентные лампы. При этом первые из них придают теплый оттенок цвету, а последние - холодный. Галогенные лампы, испускающие белый нейтральный свет, менее всего искажают цвет предмета. В таблице 6 приведены варианты изменения спектральных составов цветов в зависимости от типа освещения.

Создание комфортного освещения предполагает соблюдение следующих правил:

- не следует планировать равномерное освещение всего пространства комнаты, поскольку помещение теряет свои контуры, производит впечатление скуки и быстро утомляет из-за недостатка напряжения и контраста. Правильнее всего создавать островки освещения за счет использования разных источников света. Соседство света и темноты будит ассоциации с природой. Островки света целесообразно организовывать на рабочем месте, в уголке для чтения и в других местах, требующих хорошего освещения, а все остальное пространство тонет в приглушенных тонах;

- учитывая, что в природе не существует отвесно падающего света, правильным решением будет дополнение верхнего света с потолка боковым освещением.

Общая композиция света является удачной, если светильники располагаются на разных уровнях, имеют разную интенсивность света и позволяют варьировать освещение в зависимости от ситуации, различаются следующие типы освещения:

- фоновое (общее), получившее широкое распространение в виде модульных систем света на шинопроводе низкого напряжения, создает комфортную и легкорегулируемую фоновую световую среду;

- рабочее освещение представляет собой сконцентрированный в нужном направлении поток света, комфортный для глаз. Помимо настольных ламп удобным решением являются точечные светильники;

- акцентирующее или декоративное подчеркивает удачные и маскирует неудачные пропорции помещения, акцентирует композиционные центры и детали интерьера. При создании световых акцентов очень важно не терять чувство меры. Слишком сильное, несбалансированное декоративное освещение способно нарушить общую композицию интерьера.

В таблице 4 приведены возможные варианты изменения цвета, возникающие при искусственном освещении. С учетом этих изменений производится корректирование цветовой гармонии жилых помещений, офисов, ресторанов, баров и т.п.

Таблица 4

Изменение цвета при искусственном освещении

Цвет при дневном свете

Насыщенность цвета

Цвет при теплом свете становится

Цвет при холодном свете становится

Красный

Пастельный

Теплее, кажется лососево-розовым

Голубоватым, голубовато-розовым


Интенсивный

Теплее, кажется желто-красным

Холоднее, склоняется к сине-красному

Оранжевый

Пастельный

Более желтым

Сероватым


Интенсивный

Очень светящимся

Приглушенным

Желтый

Пастельный

Теплым и бледным

Очень слабым


Интенсивный

Теплее, нежнее

Светлее и серее

Зеленый

Пастельный

Нежным желто-зеленым

Голубее, слабее


Интенсивный

Теплее и слабее

Голубовато-зеленым

Голубой

Пастельный

Серее, легко склоняется к зеленому

Интенсивнее


Интенсивный

Серее, теряет цвет

Лучистым, холодным

Синий

Пастельный

Очень слабым

Интенсивнее


Интенсивный

Теряет силу цвета

Интенсивнее

Фиолетовый

Пастельный

Приобретает коричневатый оттенок

Голубее, интенсивнее


Интенсивный

Теплее, от красноватого до коричневого

Синее, лучистее

Теплое освещение делает любой цвет, его оттенки и сочетания более теплыми. Холодное освещение, наоборот, придает колористическому оформлению любого предмета интенсивность и холодность.

При выборе окраски изделия дизайнер должен учитывать такое явление, как цветовой мираж. Подобное явление характеризуется изменением воспринимаемого цвета предмета, окраска которого резко отличается от фона, после того как сосредоточенный взгляд человека смещается на белую поверхность. Если красное пятно наблюдать на белом фоне около двух минут, то после смещения взгляд на белую поверхность человеку видится зелено-голубое пятно. Длительность миража в большей степени зависит от интенсивности освещения, степени контраста и времени наблюдения за предметом. В таблице 5 приведены варианты цветовых сочетаний, вызывающих мираж.

Таблица 5

Цветовые эффекты, получаемые в результате последовательного цветового контраста

Цвет поверхности, на которую смотрел

глаз

Цвет поверхности, на которую смотрит глаз


Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Фиолетовый

Белый

Красный

Грязно-красный

Зеленовато-желтый

Насыщенный зеленый

Голубой

Синий

Изумрудно-зеленый

Желтый

Пурпурный

Серовато-желтый

Голубовато-зеленый

Насыщенный синий

Насыщенный синевато-фиолетовый

Фиолетовый

Зеленый

Насыщенный красный

Оранжевый

Серовато-зеленый

Фиолетовый

Пурпурный

Пурпурно-красный

Синий

Оранжевый

Насыщенный золотисто-желтый

Желтовато-зеленый

Серовато-синий

Пурпурный

Оранжевый

Фиолетовый

Оранжевый

Насыщенный лимонно-желтый

Зеленовато-синий

Голубовато-синий

Серовато-фиолетовый

Зеленовато-желтый

При постоянном спектральном составе света, падающего на поверхность, ее цвет может изменяться в зависимости от направления освещения и гладкости поверхности. Отражение в зависимости от условий освещения и свойств поверхности может быть направленным, рассеянным, смешанным.

Если освещение рассеянное, а поверхность шероховатая, поверхностно отраженный свет равномерно распределяется по всем направлениям. Если свет направлен и поверхность гладкая, поверхностно отраженный свет имеет вполне определенное направление. Цвет поверхности в этом случае будет определяться в основном избирательно измененным светом, и его насыщенность будет больше, чем в предыдущем случае.

Важным при восприятии цветового оформления элементов предметного мира является не только профессиональное использование цветов, оттенков и их сочетаний, но и характер освещения и фактура материала. Поэтому обязательным при разработке колористического оформления товаров является учет этих факторов.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика