Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Контраст как средство композиции имеет преимущества и недостатки. К преимуществам следует отнести выразительность формы, созданной на его основе, а также то, что такая форма надолго фиксируется в памяти. Недостаток заключается в том, что в чрезмерных количествах он разрушителен, как любое сильнодействующее средство. Поэтому при создании композиции с применением контраста необходимо соблюдение определенной меры. Степень контраста должна регулироваться эргономистами, так как чрезмерные контрасты быстро утомляют, а полное отсутствие контраста притупляет внимание.

Оптимальными считаются такие контрастные отношения между составляющими, при которых не нарушается целостность композиции изделия. Сложность нахождения «границы» заключается в том, что на сегодняшний день дизайнер располагает единственным средством измерения композиционных пределов контраста - интуицией. Именно она позволяет создавать конкурентоспособные и пользующиеся спросом товары.

Нюанс (франц. nuance), представляющий собой разнообразие тонких различий и едва заметных переходов, позволяет придать любому изделию особую привлекательность. В любой форме контраст проявляется активно, но достижение гармонии возможно при использовании таких отношений, без которых воздействие контраста может стать резким. Как композиционное средство, нюанс может проявляться в цвете, пропорциях, ритме, пластике и т.д. Без этого порой незаметного средства композиции невозможно довести любое произведение или изделие до такой степени отточенности, когда этот объект, привлекая к себе внимание, уже не «отпускает» нас.

Как контраст вызывает необходимость его дополнения нюансными отношениями, так и нюансировка не может развиваться сама по себе, независимо от контрастирующих проявлений. Отдавая должное значимости контраста в построении композиции, не стоит умалять значение нюансировки. К. Брюллов заметил: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». Эти слова вполне могут быть отнесены к нюансу, поскольку сегодня дизайнер создает столь тонкие, изящные и оригинальные изделия, которые способны волновать нас подобно произведениям искусства.

Возможности и области применения нюанса безграничны. Фото- и кинотовары, теле-, радио- и видеоаппаратура, охотничьи ружья, одежда, хозяйственные товары и т.п. - это изделия, эстетичность которых создается за счет нюансной обработки формы. Нюансная обработка ювелирных изделий связана с пластикой: блики камней, изгибы форм, матовость и блеск, четкость тонких линий переходов. Все это создает изделия, которые могут быть отнесены к произведениям искусства. Нюанс - самое тонкое, едва уловимое и изящное средство композиции, позволяет придать изделию неповторимость и элегантность, особую прелесть и теплоту.

Симметрия (от греч. symmetria - соразмерность) - это гармония, соразмерное расположение элементов в пространстве, при котором одна половина является как бы зеркальным отражением другой и часто трактуется как основной закон природы, Она является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство (рис. 49).

Рис. 49. Симметрия в изделиях


Известно два основных вида симметрии: зеркальная и осевая. Фигура человека - пример зеркальной симметрии. Осевая симметрия характерна равноудаленностью точек относительно оси, а не плоскости, как в первом случае. Раскрывая сущность симметрии в природных творениях, человек постепенно осознал ее как средство создания гармонии и целостности формы произведения искусства или предметной среды. В творческой практике оформления тканей уже второе столетие применяется «метод совершенных форм». В качестве орнаментального мотива используется идеализированная (совершенная) форма растения или его части, хотя в природе не существует идеальной симметрии и каждое растение имеет массу индивидуальных отклонений. Поэтому, говоря о природной симметрии, мы имеем в виду понятие относительного равенства, приблизительного соответствия.

Обычно в искусствоведении симметрию связывают со спокойным равновесием, создающим ощущение покоя и удовольствия. Крупные, строго симметричные орнаменты своей строго организованной и легкочитаемой структурой оказывают сильное воздействие на человека. Грамотно и талантливо спроектированные симметричные орнаменты представляют собой образец истинной красоты и воспринимаются легко и сразу. В текстильной промышленности при разработке вариантов рисунков для штучных тканых изделий широко используется зеркальная симметрия. При симметричном рисунке составляется эскизная разработка лишь одной половины, а для штучных изделий типа салфетки, скатерти, платка - одного угла. Симметричность в композиции наиболее удобна и приемлема при геометрическом характере рисунка. Растительный или цветочный орнамент создается, как правило, без использования симметричной закономерности. Симметрия также используется при оформлении интерьеров храмов, жилых и офисных помещений. Симметричные орнаменты, используемые для отделки ковров и мебельно-декоративных тканей, позволяют спроектировать типовую среду с определенной функциональной направленностью.

Отдавая должное симметрии как одному из наиболее ярко проявляющихся средств гармонической организации формы в архитектуре и дизайне не следует рассматривать ее как основной критерий прекрасного. Кроме того, строгое следование симметрии в некоторых случаях лишает изделие или произведение искусства выразительности и динамичности.

Асимметричные композиции с точки зрения эстетической ценности не уступают симметричным. И если симметрия издавна волновала воображение людей необычайной стройностью, порядком и покоем, то в асимметричных композициях принцип организации формы проявляется не столь наглядно, поскольку элементы не связаны осью симметрии (рис. 50). Тем не менее асимметрия позволяет увязывать отдельные элементы в целостные, гармонично-функциональные композиции, гармония которых раскрывается постепенно. Поэтому создание изделия асимметричной формы требует от дизайнера более творческого подхода, обеспечивающего композиционное равновесие. Асимметрия не означает отсутствие порядка и закономерности, но этот порядок более сложен, чем в симметричных формах. В Японии создана эстетика асимметрии, прекрасно отражающаяся в искусстве икебана. Любая прекрасная природная форма, изделие или произведение искусства представляют собой диалектическое единство симметрии и асимметрии.

Рис. 50. Асимметричная композиция

Если бы мир был абсолютно симметричным, то в нем господствовала бы скука. Асимметрия по своей природе имеет более тесные и гибкие связи с окружающим миром. Активное воздействие асимметричных форм на среду объясняется тем, что изделие с ярко выраженной асимметричной формой привлекает внимание и тем самым оживляет и разнообразит симметричное пространство. Поэтому она всегда вызывает повышенный интерес у модельеров и дизайнеров, работающих в авангардистских направлениях. Дизайн одежды все больше ощущает потребность в тканях с активной асимметрией в рисунках.

Метр и особенно ритм - сильнейшее средство воздействия на человеческое сознание. Строение формы любого изделия можно рассматривать как результат повтора одинаковых (метрическое строение формы) либо чередования одинаковых и отличных геометрических элементов (ритмическое строение формы). Именно ритмический и метрический строй всех частей и элементов посуды должен быть подчинен общему композиционному замыслу. Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма.

Ритм (греч. rhythmos - происходящее с определенной последовательностью) - как средство композиции способствует приданию ясности, четкости и стройности любому эстетическому объекту, созданному природой или человеческими руками. В музыке, танце и поэзии ритм представляет собой закономерное чередование звуков, движений и слов в определенном порядке, в оформлении товаров - порядок размещения элементов в рисунке, а конкретно в тканях - размещение рисунка внутри раппорта. В архитектуре он создается чередованием материальных элементов в пространстве, в текстильном рисунке выражается повторяемостью элементов орнамента.

Ритм может проявляться как в закономерных изменениях размеров элементов, так и в изменениях интервалов, формы, цвета и т.п. При этом ритмические ряды образуются чередованием более выразительных элементов, называемых акцентами, и менее выразительных (пассивных), называемых интервалами. Выразительность ритмического ряда создается не только за счет характера и размещения используемых элементов, но и за счет их количества. Варьируя порядком нарастания или убывания ритмического ряда, объемом элементов, их размерами, выразительностью, тональностью и т.п., можно усилить или ослабить динамичность любой формы.

Образование простейшего ритмического ряда возможно при использовании не менее трех-четырех составляющих, увеличение количества которых усиливает выразительность, но до определенного предела. Ш. Монтескье писал: «Длительное однообразие делает все невыносимым; одинаковое построение периодов речи производит гнетущее впечатление, однообразие размера и рифм вносит скуку в длинную поэму». Чем монотоннее ритм - тем скучнее композиция.

Ритм может быть направлен по горизонтали и по вертикали. Горизонтальные членения зрительно уменьшают высоту, но увеличивают ширину и придают статичность изделию, а вертикальные - увеличивают высоту, но уменьшают ширину и создают иллюзию легкости. Изменения по вертикали сами по себе способствуют формированию иллюзии зрительной завершенности.

В отличие от ритма метрический повтор представляет собой неоднократное, с одинаковым интервалом повторение элемента. Характерным для метрических композиций является создание чувства покоя и статичности. В большинстве случаев метрический порядок отражает функциональные особенности предмета и связан с его конструкцией (клавиши на клавиатуре, ячейки шкафов, сенсорные выключатели на пультах дистанционного управления, салоны самолетов и т.п.). Но иногда метрический повтор вводится искусственно в качестве дополнительного средства организации формы или с декоративной целью.

По сложности различают простой, сложный, весьма сложный и чрезвычайно сложный метрические ряды. Простой вид предполагает повтор всего лишь одного элемента; сложный - координацию рядов с другими элементами; чрезвычайно сложный - использование в композиции одновременно нескольких метрических рядов и элементов. Работа над созданием таких метрических рядов требует серьезного подхода. Только правильное координирование отдельных элементов и их сочетаний, а также нахождение оптимальных переходов от одного метрического ряда к другому позволяет сохранять композиционную ясность, организованность и цельность. При формировании метрического ряда возможны как перенасыщение, так и разреженность. Чрезмерно близкое расположение элементов или группы элементов затрудняет восприятие метрического ряда. При разреженности ряда его элементы теряются в пространстве, создаваемом на большом фоне.

Знание принципов и умение грамотно использовать средства создания композиции позволяет эстетически осваивать окружающую нас действительность, формируя как массовые, так и эксклюзивные, но отвечающие разнообразным вкусам товары предметного мира.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48    
Яндекс.Метрика