Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Масштаб (нем. mabstab) - соотношение параметров отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в натуре. Наглядным примером масштабности и соразмерности является животный и растительный мир. Например, размер и формы плавников у рыбы, ствол дерева или кустарника, колос пшеницы соответствуют своему конструктивному строению и обеспечивают прочность, функциональность и устойчивость. Понятие о реальной величине и масштабе предметов возникает в процессе сравнения их друг с другом и с размерами человека. «Человек есть мера всех вещей», - высечено на мраморе древнегреческого храма в г. Дельфы. Когда архитектор проектирует здание или дизайнер создает макет изделия, обязательной мерой масштабности является фигура человека.

Масштабные закономерности представляют собой различные формы масштабных связей:

- отношение элементов к целому и друг к другу;

- отношение элемента к материально-предметной или природной среде;

- отношение размеров и масштаба элемента к человеку.

Только полная взаимная согласованность всех масштабных связей, т.е. размерных величин, которые в станке, транспортном средстве, электротоварах и других изделиях как-то связаны с человеком и определяют удобство пользования ими, позволяет создать гармонический масштабный строй. Отступление от антропометрических требований может привести к созданию немасштабного изделия. В качестве примера можно привести создание малолитражек, копирующих стремительную форму мощного автомобиля; пошив детской одежды аналогичной фасонам взрослой и т.п.

Соразмерность между изделием и человеком достигается организацией рабочего места соответствующего человеческим возможностям. Чем теснее контакт человека с изделием, тем точнее должно быть это соответствие. Мерой, характеризующей масштабность изделия, являются элементы управления (кнопки, рукоятки, сенсорные переключатели) и другие видимые детали, размеры которых имеют относительно постоянные значения независимо от того, установлены они на большом или малом изделии.

Основой для изготовления масштабных и пропорциональных изделий служат эргономические требования, связанные с антропометрическими, физиологическими, психологическими и психофизиологическими особенностями человека. Создание масштабных изделий самым непосредственным образом связано с пропорционированием. Варьируя пропорциями, можно изменять масштабность изделия и придавать ему истинный или иллюзорный масштаб. В архитектуре этот прием позволяет создавать необходимый масштабный строй здания путем изменения отношений между основными объемами, размерами оконных проемов и т.п.

При изготовлении товаров легкой промышленности, т.е. изделий, непосредственно контактирующих с человеческим телом и фигурой, используются данные о пропорциях отдельных частей тела человека в зависимости от возрастного периода. Каждый из периодов в развитии человека имеет свои особенности, отражающиеся в изменении строения тела. Эти изменения носят неравномерный характер. В таблице 3 приведены средние метрические показатели высоты головы и высоты тела, а также соотношение между этими показателями человеческой фигуры от новорожденного до взрослого человека. Эти показатели являются важными при проектировании одежды, которая для детей и взрослых имеет свои особенности. При росте новорожденного в 50 см высота его головы составляет около 12 см. Таким образом, высота головы составляет практически четвертую часть тела новорожденного. У двухлетнего ребенка это соотношение составляет 1: 5, у четырехлетнего - 1:6, у двенадцатилетнего - 1: 7 и в возрасте 22-35 лет - 1:8. Как было отмечено ранее, для взрослого человека высота головы является модулем определения пропорциональности фигуры.

Таблица 3

Основные размеры человеческой фигуры

Возраст человека

Высота фигуры, м

Высота головы, м

Отношение высоты головы к росту

Новорожденный

0,5

0,12

4,0

4 месяца

0,61

0,14

4,5

2 года

0,82

0,16

5,0

4 года

1,05

0,18

6,0

12 лет

1,38

0,20

7,0

22-35 лет

1,79

0,23

8,0


В процессе физического развития значительные изменения претерпевают пропорции тела ребенка, постепенно приближаясь к пропорциям, характерным для взрослого человека (рис. 47).

Контраст (франц. contraste-резко выраженная противоположность) - одно из главных средств композиции, придающее объекту визуальную активность и проявляющееся моментально и четко. Свойства предмета усиливаются рядом с его антиподом: толстый - тонкий, черный - белый (рис. 48), сложный и простой.

Рис. 47. Изменения строения тела человека


Рис. 48. Контраст: а - цветовой, б – структурный


Контрастные отношения элементов формируются путем противопоставления различных структур, вариантов обработки или фактуры материалов (шероховатой и гладкой), зрительной массы (тяжелой и легкой), параметров, составляющих элементы (большие и малые), цветов, оттенков и т.п. Такое противопоставление позволяет создавать изделия заметной, выделяющейся на фоне других формы. Однако не всякое произвольное сопоставление можно назвать контрастным. Это определение относится лишь к сопоставлениям однородных свойств объектов.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748