Эстетика и дизайн товаров
Масштаб (нем. mabstab) - соотношение параметров отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в натуре. Наглядным примером масштабности и соразмерности является животный и растительный мир. Например, размер и формы плавников у рыбы, ствол дерева или кустарника, колос пшеницы соответствуют своему конструктивному строению и обеспечивают прочность, функциональность и устойчивость. Понятие о реальной величине и масштабе предметов возникает в процессе сравнения их друг с другом и с размерами человека. «Человек есть мера всех вещей», - высечено на мраморе древнегреческого храма в г. Дельфы. Когда архитектор проектирует здание или дизайнер создает макет изделия, обязательной мерой масштабности является фигура человека.
Масштабные закономерности представляют собой различные формы масштабных связей:
- отношение элементов к целому и друг к другу;
- отношение элемента к материально-предметной или природной среде;
- отношение размеров и масштаба элемента к человеку.
Только полная взаимная согласованность всех масштабных связей, т.е. размерных величин, которые в станке, транспортном средстве, электротоварах и других изделиях как-то связаны с человеком и определяют удобство пользования ими, позволяет создать гармонический масштабный строй. Отступление от антропометрических требований может привести к созданию немасштабного изделия. В качестве примера можно привести создание малолитражек, копирующих стремительную форму мощного автомобиля; пошив детской одежды аналогичной фасонам взрослой и т.п.
Соразмерность между изделием и человеком достигается организацией рабочего места соответствующего человеческим возможностям. Чем теснее контакт человека с изделием, тем точнее должно быть это соответствие. Мерой, характеризующей масштабность изделия, являются элементы управления (кнопки, рукоятки, сенсорные переключатели) и другие видимые детали, размеры которых имеют относительно постоянные значения независимо от того, установлены они на большом или малом изделии.
Основой для изготовления масштабных и пропорциональных изделий служат эргономические требования, связанные с антропометрическими, физиологическими, психологическими и психофизиологическими особенностями человека. Создание масштабных изделий самым непосредственным образом связано с пропорционированием. Варьируя пропорциями, можно изменять масштабность изделия и придавать ему истинный или иллюзорный масштаб. В архитектуре этот прием позволяет создавать необходимый масштабный строй здания путем изменения отношений между основными объемами, размерами оконных проемов и т.п.
При изготовлении товаров легкой промышленности, т.е. изделий, непосредственно контактирующих с человеческим телом и фигурой, используются данные о пропорциях отдельных частей тела человека в зависимости от возрастного периода. Каждый из периодов в развитии человека имеет свои особенности, отражающиеся в изменении строения тела. Эти изменения носят неравномерный характер. В таблице 3 приведены средние метрические показатели высоты головы и высоты тела, а также соотношение между этими показателями человеческой фигуры от новорожденного до взрослого человека. Эти показатели являются важными при проектировании одежды, которая для детей и взрослых имеет свои особенности. При росте новорожденного в 50 см высота его головы составляет около 12 см. Таким образом, высота головы составляет практически четвертую часть тела новорожденного. У двухлетнего ребенка это соотношение составляет 1: 5, у четырехлетнего - 1:6, у двенадцатилетнего - 1: 7 и в возрасте 22-35 лет - 1:8. Как было отмечено ранее, для взрослого человека высота головы является модулем определения пропорциональности фигуры.
Таблица 3
Основные размеры человеческой фигуры
Возраст человека |
Высота фигуры, м |
Высота головы, м |
Отношение высоты головы к росту |
Новорожденный |
0,5 |
0,12 |
4,0 |
4 месяца |
0,61 |
0,14 |
4,5 |
2 года |
0,82 |
0,16 |
5,0 |
4 года |
1,05 |
0,18 |
6,0 |
12 лет |
1,38 |
0,20 |
7,0 |
22-35 лет |
1,79 |
0,23 |
8,0 |
В процессе физического развития значительные изменения претерпевают пропорции тела ребенка, постепенно приближаясь к пропорциям, характерным для взрослого человека (рис. 47).
Контраст (франц. contraste-резко выраженная противоположность) - одно из главных средств композиции, придающее объекту визуальную активность и проявляющееся моментально и четко. Свойства предмета усиливаются рядом с его антиподом: толстый - тонкий, черный - белый (рис. 48), сложный и простой.
Рис. 47. Изменения строения тела человека
Рис. 48. Контраст: а - цветовой, б – структурный
Контрастные отношения элементов формируются путем противопоставления различных структур, вариантов обработки или фактуры материалов (шероховатой и гладкой), зрительной массы (тяжелой и легкой), параметров, составляющих элементы (большие и малые), цветов, оттенков и т.п. Такое противопоставление позволяет создавать изделия заметной, выделяющейся на фоне других формы. Однако не всякое произвольное сопоставление можно назвать контрастным. Это определение относится лишь к сопоставлениям однородных свойств объектов.
2009-07-22 16:42:24 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |