Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

4.2. Средства создания композиции

К средствам создания композиции относятся: пропорции, контраст и нюанс, ритм и метр, симметрия и асимметрия, масштаб. Создаваемая композиция может иметь как гармоничный, так и хаотичный характер. Пропорциональность, симметрия, ритмичность являются признаками гармоничных композиций. Диспропорция, асимметрия, аритмичность способствуют созданию хаотичных вариантов композиции.

Пропорции (лат. proportio) означают соразмерность, логичное соотношение размеров, частей и предметов между собой. Они занимают приоритетное положение среди вспомогательных средств композиции как с точки зрения их возможностей при создании формы, так и с точки зрения важности тех качеств, которые достигаются с их помощью. Пропорции позволяют более целесообразно организовать форму, с их помощью легко установить взаимосвязь между другими средствами композиции.

Пропорциям, как средству гармонизации формы, придавали большое значение ученые, зодчие и художники различных эпох. Древние египтяне избрали своеобразным мерилом при строительстве треугольник с отношением сторон 3:4:5. В Древней Греции пропорции были своего рода философией архитектуры, нашедшей отражение в создании ордерных систем, применяемых в строительстве.

Самым известным примером гармоничной пропорции служит принцип золотого сечения, известный еще художникам и архитекторам античности. В отрезке, разделенном на две части, меньшая часть так относится к большей, как большая относится ко всему отрезку:

А : В = В : (А + В).

Пользуясь принципом золотого сечения, можно создавать в композиции наиболее совершенные пропорции и устанавливать органичную связь между целым и его частями. При создании костюма важным условием является учет особенностей человеческой фигуры, ее собственных пропорций. Между отдельными частями фигуры человека существуют определенные математические соотношения. Римский архитектор и инженер I в. до н. э. Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» утверждает, что фигуру человека можно разделить на восемь одинаковых частей. При этом модулем измерения является высота головы (рис. 45).

Современные дизайнеры определяют пропорциональность фигуры по следующим методикам:

- от верхушечной части фигуры до талии укладывается три высоты головы, от талии до пола - пять или четыре с половиной высоты головы;

- пропорциональную фигуру можно разделить на четыре равные части: от макушки головы до подмышек, от подмышек (линии груди) до середины бедер, от бедер до середины колена, от колена до пола.

Рис. 45. Методики определения пропорциональности фигуры


С помощью пропорций можно придать форме статичность или динамичность, легкость или массивность, устойчивость и т.п. (рис. 46).

Рис. 46. Пропорции в отделке швейных товаров


При разработке композиции рисунка на ткани или тканом изделии дизайнер обязан учитывать пропорции размера рисунка по отношению:

- к фигуре человека, в случае если ткань предназначена для изготовления платьево-костюмного ассортимента;

- к параметрам интерьера и мебели для мебельно-декоративных тканей;

- к основному элементу, на котором базируется композиция рисунка, его содержание.

При конструировании различных изделий промышленного производства нельзя рассматривать пропорции лишь как средство, способствующее приданию им большей эстетичности. Созданные в соответствии с удачно разработанными пропорциями стиральная машина, холодильник, автомобиль, ювелирное изделие и т.п. характеризуются более высокими показателями удобства и надежности по сравнению с непропорциональными вариантами и пользуются большим спросом.

 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748