Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эстетика и дизайн товаров

Эстетика классицизма установила иерархию жанров. К «высоким» были отнесены трагедия, эпопея, ода, история, мифология и т.д.; к «низким» - комедии, сатира, басня и т.д. Среди выдающихся деятелей классицизма в литературе следует назвать Вольтера, Мольера, Н. Буало, Ж. Лафонтена, Г. Р. Державина, М. В. Ломоносова; в живописи - Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж. Л. Давида; в скульптуре - Ж. Б. Пигаля, Э. М. Фальконе, М.И. Козловского.

С развитием классицизма в интерьере предпочтение отдается прямым линиям, ясности и гармоничности пропорций. Форма диванов, кресел, стульев в отличие от мебели стиля рококо более простая и спокойная (рис. 30). Ножки и подлокотники выпрямляются, все деревянные части покрывают параллельно протянутыми рядами бус и орнаментом античных мотивов. Мебель для сидения окрашивают в белый и светлые тона, обивают светлыми набивными и вышитыми шелковыми тканями (рис. 31).

Рис. 31. Мебель стиля классицизм: стул, секретер, бюро


Среди корпусной мебели популярны бюро, секретеры и комоды, но более строгих форм. Появляются туалетные столы с вращающимся на горизонтальной оси зеркалом и напольные зеркала на двух стойках. Для оформления мебели используют маркетри (от франц. Marqueterie, вид мозаики из фигурных пластинок фанеры, которые наклеивают на основу) из кусочков светлых и темных пород древесины. Позднее вместо техники маркетри стали использовать гладкую фанеру красного дерева с легкой бронзовой отделкой, а также инкрустацию наборами из цветных экзотических пород дерева (сатиновое, розовое). Декорирование мебели осуществляют расписными фарфоровыми накладками или плакетками (от франц. «плакетка» - пластинка из металла, керамики и т.д. с рельефным изображением) с белыми фигурами на голубом фоне.

Атрибутами интерьера становятся каменные часы, украшенные бронзовыми скульптурными группами; канделябры и таганы, стоящие в каминах.

Французский абсолютизм XVII в. регламентировал личность, заключая ее в жесткие рамки государственности. Король как бы сделался посредником между буржуазией и дворянством и уравновешивал их противоборство. В этом национальном единении под эгидой абсолютизма согласовывалось несогласуемое, объединялось необъединимое и во имя общественного приносилось в жертву индивидуальное.

Осознание этого конфликта и историческая невозможность его разрешения отразились в искусстве классицизма (Корнель, Расин, Мольер). Именно потому, что в «Сиде» Корнеля все пронизано трагическим разладом между индивидуальным и общим началом личности, эта пьеса так полно выразила суть классицизма - конфликт индивидуального чувства и общественного долга. Герой классицизма не свободен в своих действиях, а подчинен строгим нормам общественного долга. Личность и ее свобода принесены в жертву обществу и его институтам.

В искусстве Средневековья личность подчинена Богу, в Возрождении - себе, в классицизме действия героя основываются на сознании общественной необходимости, которую олицетворяет король. Неограниченный в своей воле абсолютный монарх превращается в источник произвола в судьбе героя. Подчинение человека государственным интересам, смирение чувств разумом, принесение счастья и даже жизни личности в жертву долгу, следование абстрактным нормам добродетели - эстетический идеал классицизма.

Искусству классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, четкость и ясность моральных и эстетических оценок. В то же время классицизм дидактичен, назидателен. Его образы эстетически одноцветны, им не свойственны интеллектуальная и эмоциональная объемность, пластичность, многогранность. Произведение строится на одном языковом слое - «высокий стиль» не вбирает в себя всего лексического богатства народной речи. В идейно-эстетической концепции классицизма история трактовалась как плод деяния выдающихся личностей. В такой «высокий жанр», как трагедия, простолюдину доступ был заказан, ему отводилось место только в комедии.

Художественная концепция мира в классицизме была рационалистична и внеисторична. Проблемы своего времени решались на античном, римском или настолько абстрактном материале, что ни место, ни эпоха не имели существенного значения.

Бидермейер. После свержения Наполеона в искусстве Германии и Австрии возник новый художественный стиль, который носит немецкое название - бидермейер (1815-1848 гг.). «Бидермейер» означает «бравый господин Мейер» - синоним мещанства, который ввел в обиход поэт Эйхродт и который был ведущим до 1840-х гг. В нем отразились как демократизм бюргерской среды, так и ее обывательские воззрения и вкусы. Архитектура и декоративное искусство стиля бидермейер перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Для живописи этого периода характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей.

Уютное, комфортабельное жилище со светлыми, просторными помещениями (рис. 32). Ослабевает влияние античного искусства. Обои по колористике светлые с орнаментом геометрического или растительного характера. Окна декорируют легкими занавесами из муслина. Мягкая мебель имеет яркую обивку, корпусная мебель - теплые коричневые оттенки.

Рис. 32. Интерьер и костюмы стиля бидермейер


 

2009-07-22 16:42:24 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930313233343536373839404142434445464748