Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 2

ВВЕДЕНИЕ

Переход от закрытых авторитарных и тоталитарных режимов к открытому обществу либеральных демократий представляет собой одну из глубочайших революций в истории человеческой цивилизации, которая, как считает выдающийся английский философ, автор известной книги «Открытое общество и его враги», К. Поппер, все еще находится в своей начальной стадии. Тем не менее, если в 1900 г. лишь шесть стран - США, Канаду, Францию, Швейцарию, Бельгию и Новую Зеландию - можно было отнести к демократическим, то к началу 80-х годов к ним уже принадлежало около одной трети стран мира. После распада тоталитарных режимов в Советском Союзе и в странах Центральной и Восточной Европы, интернированных в «социалистический лагерь» по окончании второй мировой войны, их народы получили возможность выбирать свое будущее. Одни их них уверенно двигаются в сторону либеральных демократий, в других политические процессы носят достаточно противоречивый характер.

В политических процессах переходных обществ партии выступают в качестве одного из основных субъектов публичной политики, чья деятельность может оказать существенное влияние на направление и темпы трансформации политической и экономической систем общества, на придание необратимости демократическим преобразованиям.

Цель данного курса - рассмотреть становление многопартийности в постсоветской России в сравнительном по отношению к либеральным демократиям Запада и национальном культурно-историческом контексте, участие партий в политическом процессе, а также их роль и место в политической системе и обществе. В завершающей части курса рассматриваются перспективы многопартийности в России в свете глобальных тенденций развития партийной демократии на рубеже XXI в.

1. ПАРТИИ В ЛИБЕРАЛЬНЫХ ДЕМОКРАТИЯХ

Чтобы лучше разобраться в том, какое место занимает сегодня многопартийность в политической жизни постсоветской России, полезно предварительно вспомнить, что за роль играют партии в демократическом обществе.

Либеральные демократии исходят прежде всего из признания самоценности отдельно взятой личности, ее права быть иной, ограничиваемого лишь нормой справедливости. Они призваны обеспечить свободу каждого и сосуществование всех без насилия.

Признание самоценности личности и равенства прав каждого предполагает в теории, что ни один человек не вправе управлять другим без согласия последнего. На практике жизнедеятельность такого сложного организма, как современное общество, без управления невозможна. Более того, с усложнением общества по мере его развития функции государственного регулирования расширяются. В то же время прямое участие всех граждан в управлении остается невозможным даже по чисто физическим причинам.

Это противоречие снимается в значительной мере посредством представительного устройства власти и всеобщего избирательного права. Благодаря им каждый индивид получает возможность опосредованного участия в управлении.

Метафора представительной демократии - «Суверенность народа в государстве» - означает, что власть в государстве исходит от народа и осуществляется народом через специальных представителей, выбираемых свободно, на определенный срок, на основе всеобщего избирательного права.

В основе политического устройства либеральных демократий лежит не утопия о новом, высоконравственном человеке, а приятие факта несовершенства человеческой природы как управителей, так и управляемых, отсутствия какой-либо гарантии, что получившие власть политики всегда будут настолько безупречны, что общество может безоговорочно положиться на их великодушие и мудрость. Всеобщие выборы и представительная власть, дающие народу право отстранять правительство, являются единственным известным институциональным средством, с помощью которого общество может контролировать управителей и защитить себя от злоупотребления властью. Благодаря им народ имеет возможность сохранить свою суверенность, лишив плохих правителей делегированной им власти, пока они не причинили слишком много вреда.

М. Острогорский, один из первых серьезных исследователей политических партий, в работе «Демократия и политические партии», написанной еще в 1898 г., писал: «Политическая функция масс в демократии не заключается в том, чтобы управлять; они, вероятно, никогда не будут на это способны. Если даже облечь их всеми правами народной инициативы, непосредственного законодательства и непосредственного управления, фактически управлять всегда будет небольшое меньшинство, при демократии также как и при самодержавии. Естественным свойством всякой власти является концентрация, это как бы закон тяготения социального порядка. Но нужно, чтобы правящее меньшинство всегда находилось под угрозой».

Но для того, чтобы суверенность народа в государстве из политического принципа превратилась в общественную практику, граждане должны иметь реальную возможность выбора власти и контроля над ней, т.е. должен быть предусмотрен некоторый механизм его реализации.

На Западе во второй половине XIX в. его функцию взяли на себя партии, выступившие политическим посредником между обществом и властью. Три основных политических установления: представительное устройство государственной власти всеобщее избирательное право и институт политических партий позволили в либеральных демократиях интегрировать общество и государство в целостную систему.

Партиями были созданы правила «честной игры», составляющие сущность демократического правления. Сегодня все без исключения либеральные демократии являются партийными демократиями. Роль партий в них определяется лаконичной, но емкой формулой: «партии - выборы - власть».

Суть политического процесса составляет наличие альтернатив и возможности выбора между ними на политическом рынке, где выступают партии, способные взять на себя обязательства по управлению страной. Организуя избирательные кампании и предлагая на них различные альтернативы, партии дают обществу возможность выбирать не столько между управляющими, сколько между различными вариантами будущего, - в партийной программе формулируется коллективная цель для общества, которую партия обязуется воплотить в случае победы.

Кандидаты от победившей партии занимают ключевые позиции в структурах государственной власти в качестве представителей общества и, таким образом, интегрируют общество и государство в единое целое, составляющее представительную демократию.

Выступая универсальным посредником между обществом и государством, партии сообщают легитимность власти и одновременно решают самую фундаментальную проблему общества, а именно проблему контроля за тем, чтобы некоторое необходимое ограничение государством свободы граждан не подвергало опасности те права и свободы, защита которых является его основным предназначением.

Партии взяли на себя функцию выделения из атомизированного множества частных интересов наиболее значимых и агрегирования их в групповые политические интересы, их представления и защиты перед государством. Благодаря партиям на смену стихийным, зачастую противоправным выступлениям толпы пришло сознательное, узаконенное конституцией участие граждан в политике. От партий массовое сознание воспринимает ценности, лежащие в основе норм поведения и «правил игры» в сфере политики, без соблюдения которых стабильное существование демократии становится невозможным. По замечанию известного американского политолога С. Липсета, выборы являются современным выражением «демократической классовой борьбы». Политическое решение в демократическом обществе выступает как результат взаимодействия групповых интересов. Благодаря партиям политика из столкновения Добра и Зла, в котором никакие компромиссы неуместны, превращается в выработку консенсуса. В сложной системе с внутренними механизмами самореформирования, каковой является общество, партии, осуществляя обратную связь органов управления с управляемым обществом, обеспечивают гомеостазис системы. Благодаря им система обретает эластичность, допускающую любые изменения, кроме тех, что представляют опасность для ее идентичности. Состязательность партий лежит в основе регулярного ненасильственного обновления публичной власти. Интегрируя индивидов в социальные группы со своими осознанными интересами, партии преобразуют толпу в общество граждан и способствуют формированию политической воли народа, а интегрируя групповые интересы в политику государства, партии способствуют материализации политической воли народа, ее превращению во власть народа.

Наряду с социализацией общества, партии выполняют такую важную функцию, как рекрутирование его правящей элиты. Поскольку все население не может одновременно участвовать в государственном управлении, общество, даже самое демократическое, управляется небольшим меньшинством. Равенство прав не может компенсировать неравенство умов

и характеров. Одна из основных проблем демократии состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых правящим меньшинством становилась действительно элита. Карьера политика, как правило, начинается в партии, где он вырабатывает в себе качества, необходимые для профессиональной государственной деятельности. Характерно, что при всех радикальных изменениях, которые со временем претерпели партии, их функция рекрутирования политической элиты сохранилась неизменной.

 

2009-07-27 15:31:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30                                        
Яндекс.Метрика