Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 1

«Одряхление» административно-командной системы и общественный подъем в середине 80-х годов способствовали спонтанному появлению множества клубов, кружков и других самодеятельных общественных объединений самого широкого спектра, от Православного Российского Монархического Ордена-Союза, провозгласившего своей целью восстановление монархии в пределах границ Советского Союза, до «Движения 26 июля» - военизированной организации интернационалистов, разделяющих идеи «величайшего революционера Команданте Эрнесто Гевары». К январю 1991 г. на территории России существовало 657 политизированных общественных объединений. Власть мирилась с подобного рода оппозицией, поскольку не видела в ней реальной для себя угрозы.

Избирательная кампания 1988 г. по выборам в Верховный Совет СССР сразу же выделила из этой разномастной среды протопартийные образования, ориентированные на продвижение в представительные органы и опирающиеся на местные комитеты избирателей. В последующие годы они оформляются в партии, как правило включающие в себя нескольких представителей в парламенте, группу идеологов и организаторов и собственное информационное издание. Образовавшиеся партии стараются укорениться в трансформирующейся политической системе, в которой после изменения в марте 1990 г. Статьи 6. Конституции СССР коммунистическая партия утратила право на руководство обществом.

В представительных демократиях партии получают доступ к власти посредством выборов, на которые они выходят со своими альтернативными программами решения социально-экономических и политических проблем, вызывающих напряженность и раскол общества. До декабря 1993 г. таких выборов в постсоветской России не было. Возникшие партии фактически оставались вне публичной политики - вне выборов и организованного участия в представительной власти, что лишало смысла их политическое существование, обрекало на бесцельную междоусобную борьбу с бесконечным лавированием, изменениями платформы, расколами, непредсказуемым блокированием с самыми неожиданными союзниками. В поиске политических выгод та или иная партия часто пыталась внедриться сразу в несколько блоков, плохо совместимых по ориентации.

Это подрывало первоначальное идеализированное представление массового сознания о способности партий защитить социальные интересы населения, быстро переломить тенденцию и вывести страну из глубокого системного кризиса, в который она погрузилась в результате неуправляемого распада тоталитарной системы. Некоторый импульс оживлению партийного строительства придал «августовский путч» 1991 г., но и он не изменил общей тенденции, связанной с падением популярности партий.

После того, как прошла эйфория, рожденная крушением тоталитарного режима, на волне которой возникли партии, выяснилось, что их образование затронуло лишь очень небольшую часть общества. По некоторым оценкам в 1992 г. 49% населения России не испытывали симпатий ни к одной из партий и движений, а еще 40% ничего не знали о них или затруднялись определить свое отношение к ним.

Слабость социальной базы партий, равно как и их отстраненность от участия в представительной власти, обернулись ослаблением обратной связи системы государственного управления с обществом. Это привело к падению легитимности власти как веры граждан в ее нравственность и компетентность, снижению управляемости политическим процессом. Сложилась ситуация, когда значительные массы населения, как показали результаты апрельского референдума 1993 г. (независимо от их интерпретации в политической конъюнктуре) не испытывали доверия к парламенту, были разочарованы деятельностью президента и недовольны политикой правительства. Но при этом они оставались безразличными к политическим партиям, не доверяя им представление и защиту своих интересов.

Отсутствие стабилизирующего фактора в лице сильных политических партий, поддерживаемых обществом, привело к силовому столкновению президентской и представительной ветвей власти в сентябре - октябре 1993 г. Его исход предопределил роспуск Верховного совета и экстренное принятие, посредством референдума, новой Конституции, по сути установившей суперпрезидентскую Республику. Одобрение Конституции, несмотря на небывало низкий кворум и почти предельно допустимое число поданных за нее голосов - 28% (при 50% обычных принятых в качестве нижнего предела в демократических странах) и проведение выборов в Федеральное Собрание - предусмотренный Конституцией парламент стало водоразделом в развитии многопартийности в России. Впервые после октября 1917 г. партии получили возможность выйти на выборы со своими программами и выдвинуть своих кандидатов.

В соответствии с положением о выборах они проводились по смешанной системе, согласно которой половина из 450 депутатов Государственной Думы - нижней палаты Федерального собрания - избиралась по пропорциональной системе. Единым избирательным округом являлась вся территория Российской Федерации. Избирателям предлагалось выбрать одно из внесенных в бюллетень избирательных объединений (блоков).

Право участвовать в выборах в качестве избирательного объединения и создавать избирательные блоки было предоставлено зарегистрированным политическим партиям и движениям. Право занять места в Государственной Думе получали блоки (объединения), набравшие более 5% голосов избирателей. Места в Думе распределялись между победителями пропорционально количеству полученных ими на выборах голосов, а распределение мандатов внутри блока осуществлялось, как правило, в соответствии с порядком, в котором кандидаты значились в его списке.

Обычно выборы назначаются примерно за полгода до даты их проведения. Это время отводится для регистрации партий, которые хотят принять участие, и проведения избирательной кампании. Кампания по выборам 12 декабря 1993 г. началась с выхода Указа Президента от 21 сентября 1993 г. о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, учреждении Федерального собрания и объявлении выборов в него. Указ был издан в тот момент, когда политический кризис, вызванный противостоянием Президента и Верховного Совета, подошел к кульминационной точке. Введение режима чрезвычайного положения (он был снят 10 октября после наступления развязки), а также указ Президента «О некоторых мерах по обеспечению государственной и общественной безопасности в период проведения избирательной кампании 1993 г.» от 19 октября 1993 г., который фактически наложил запрет на участие в выборах оппозиционных партий и общественных объединений, выступивших в поддержку Верховного Совета, определили специфику избирательной кампании.

Чтобы принять участие в выборах избирательному блоку необходимо было в предельно сжатые сроки (не позднее чем за 35 дней до выборов) набрать не менее 100 тыс. подписей не менее, чем в семи субъектах Федерации. Из 35 претендентов, заявивших о своем желании участвовать в выборах, только 13 были допущены к ним и только 8 преодолели установленный 5%-ый барьер.

По результатам голосования 60 мандатов получила Либерально-демократическая партия (ЛДПР), 32 - Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), 20 - Аграрная партия России (АПР) и 14 мандатов - Демократическая партия России (ДПР). Остальными победителями стали объединения избирателей, оформившиеся непосредственно накануне выборов. Это избирательный блок «Выбор России» - 40 мест, политическое движение «Женщины России» - 21 место, Блок «ЯБЛоко (Явлинский-Болдырев-Лукин)» -20, и учрежденная 17 октября 1993 г., Партия российского единства и согласия» (ПРЕС) - 18 мест.

Прошедшие в Думу партии и блоки организовались во фракции и поделили между собой думские комитеты, в соответствии с «весом» каждой фракции. Однако было бы преждевременным считать, что с появлением «партийного» парламента Россия превратилась в страну представительной демократии, в которой партии через избранных народом депутатов осуществляют его волю.

 

2009-07-20 11:48:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011