Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 1

Современные партии имеют партийный аппарат, состоящий из профессионалов. В США, например, как демократическая, так и республиканская партии, возглавляются национальными комитетами, сформировавшимися еще в середине XIX века. Они решают административные вопросы, организуют предвыборные кампании, устанавливают сроки, место и порядок проведения партийных съездов, обеспечивают соблюдение правил избрания делегатов на съезды и т.д. Центральный управляющий орган уполномочен выполнять функции партии в перерывах между съездами. В его составе обычно выделяется более узкая структура - исполнительный комитет для руководства повседневной деятельностью. К административным органам относятся постоянные финансовые учреждения, цель которых - получение и распределение партийных средств.

Важным элементом аппарата партии является исследовательское подразделение, функция которого - выработка политики и распространение идеологии партии, воздействие на общественное мнение.

Организационная структура и членство являются одной их важнейших характеристик, по которым партии традиционно различаются на кадровые и массовые.

Кадровые партии - исторически возникли ранее других в недрах парламента еще до распространения всеобщего избирательного права, когда цензовые ограничения лишали широкие массы какого-либо влияния, и борьба за их расположение не имела смысла. Но и сейчас эти партии не стремятся к непременному увеличению своих рядов, резонно полагая, что результаты выборов в конечном итоге зависят от числа избирателей, поддержавших партию, а не от числа ее членов. Свою задачу они видят в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе влиятельных лиц, способных привлечь поддержку избирателей. Влиятельными являются представители социальной элиты - врачи, адвокаты, учителя, священнослужители, крупные предприниматели и представители администрации в данном регионе, деятели кино, театра и СМИ, ученые. Благодаря своей профессии они имеют широкую известность и связи с различными слоями общества. Кадровые партии уделяют повышенное внимание избирательным технологиям и привлечению финансовых средств со стороны.

Массовые партии - появились с введением всеобщего избирательного права, «рекрутируя» свою социальную базу из низших многочисленных и малоимущих слоев. Они сформировались вне парламента, как революционные партии, стоящие в оппозиции существующему общественному устройству, и только впоследствии интегрировались в политическую систему общества, отказавшись от первоначального радикализма. Привлечение новых членов жизненно важно для них и с финансовой, и с политической точек зрения. С финансовой - поскольку они существуют в основном за счет членских взносов. С политической - в связи с тем, что они стремятся осуществлять воспитание рабочего класса. Без массового членства такая партия становится учителем без учеников. Эти партии отличаются развитой организационной структурой, строгой дисциплиной - их члены обязаны активно участвовать в повседневной партийной работе; высокой степенью идеологизированности. Идеология служит для них средством массовой политической мобилизации. Обычно это партии коммунистической, социалистической и социал-демократической ориентации.

В наше время различия между этими типами партий в значительной степени исчезли. Кадровые партии в конкуренции с массовыми за голоса избирателей вынуждены заимствовать их методы мобилизации и создавать массовые внепарламентские организации, а массовые партии в свою очередь стали больше внимания уделять внутрипарламентской работе и избирательным технологиям.

Но стиранию различий больше всего способствовали глубокие социально-экономические перемены в постиндустриальных обществах за последнюю четверть века. Они привели к уменьшению удельного веса рабочего класса, традиционно составлявшего социальную базу массовых партий, и к росту численности т.н. среднего класса, на который ориентировались кадровые партии. Беспримерный экономический подъем в послевоенный период способствовал стабильному повышению жизненного уровня большей части населения, что привело к снижению социальной конфликтности и, соответственно, к ослаблению идеологического раскола общества. В сочетании с ростом уровня образования и информированности масс эти перемены положили начало переходу от доминирования ценностей, связанных с материальным благосостоянием, к новым «постматериальным» ценностям качества жизни, таким как самореализация, индивидуальная свобода, право быть иным.

Конфликт между двумя системами ценностей становится новым фактором развития партийной демократии. Особенно сильно эти изменения ощутили на себе социал-демократы и коммунистические партии с их акцентом на защиту материального благосостояния трудящихся. Новые социальные реальности породили новый вид партий - «партий для всех», о которых говорилось выше.

Мы рассмотрели два уровня организационной структуры партий. Помимо них существует третий. Его составляют члены партии, занимающие посты в структурах государственной власти, которые они получили в силу своей партийной принадлежности. Это президенты, канцлеры, члены правительства, губернаторы, депутаты парламента, члены законодательных собраний областей, штатов, земель -словом люди, в чьих руках находится судьба страны и ее граждан. Фактически - это та партийная элита, на которую работает вся партия и ради которой она существует.

Наиболее многочисленной группой являются депутаты парламента, которые объединяются в соответствующие фракции, где собственно и происходит формирование политической воли общества. Организация фракции и ее функции имеют свою национальную специфику, зависящую от традиции и особенностей политической системы. В Германии, например, большинство фракций бундестага (парламента) имеют правление, в которое наряду с председателем и его заместителями входят руководители проблемных рабочих комитетов и групп. Самая сильная фракция выдвигает председателя парламента, который в государственной иерархии занимает второе место - после федерального президента и перед федеральным канцлером.

Партийные фракции участвуют в законодательстве, выбирают членов федерального конституционного суда, принимают бюджет страны, контролируют деятельность правительства, от которого они имеют право потребовать отчета. Если возникает подозрение в нарушении правительством законов, они могут создать парламентский комитет по расследованию. Большинством в 2/3 голосов фракции могут предъявить обвинение президенту в нарушении конституции.

Фракции формируют парламентские комитеты, в которых прорабатываются все законопроекты перед их вынесением на второе и третье чтение и на окончательное голосование. Сфера ответственности комитетов соответствует распределению функций в правительстве, - от спорта и телекоммуникаций до бюджета и обороны.

В открытом обществе возможность партии получить власть все больше зависит от ее способности проанализировать и уловить тенденции общественного развития, выявить неудовлетворенные социальные потребности и сформулировать проблемы, угрожающие социальной стабильности; разработать оптимальную программу их решения, мобилизовать общество и подготовить лидеров, которым оно могло бы доверить управление страной. Значительную часть этих функций взяли на себя специальные учреждения, сформировавшиеся при партиях. Так, в США роль партийного «мозгового центра» выполняют Фонд «Наследие Республиканской партии» и Институт прогрессивной политики Демократической партии, в Германии - фонды: Ф. Эберта - у социал-демократов и К. Аденауэра - у христианских демократов. Помимо решения партийных проблем фонды ведут большую ежедневную работу по внедрению в массовую политическую культуру демократических ценностей. Они издают массовыми тиражами соответствующую литературу, организуют семинары и различного рода летние школы для студентов, школьников, преподавателей, для лиц, занятых в средствах массовой информации, инициируют открытые диспуты и поддерживают научные исследования по актуальным проблемам общественного развития.

 

2009-07-20 11:48:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011