Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 1

В индустриальном (и индустриализирующемся) обществе партийный выбор избирателей определяется сочетанием таких факторов, как социальное положение, величина доходов, род занятий, образовательный уровень, место проживания, религиозная и этническая принадлежность. Между четырьмя первыми существует устойчивая взаимосвязь: высокий уровень образования позволяет заниматься деятельностью, требующей высокой профессиональной квалификации, что обеспечивает высокий доход и престижное положение. Люди с низким уровнем образования, скромным достатком, со статусом рабочего или мелкого служащего чаще тяготеют к партиям социал-демократического направления за их приверженность материальным, социально-экономическим ценностям и перераспределению материальных благ в пользу малоимущих.

В массовом сознании постиндустриального общества в конце 60-х годов произошел сдвиг в пользу постматериальных ценностей, в результате которого ослабло влияние таких факторов, как уровень доходов и социальный статус, уменьшилось значение идеологии и религии. Со сменой ценностных ориентаций количество избирателей, руководствующихся при голосовании традиционными предпочтениями постоянно уменьшается. Одновременно растет группа «неустойчивых» избирателей, которые не чувствуют себя связанными с какой-либо одной партией, а от выборов к выборам голосуют по-разному. Их решение формируется под влиянием множества факторов, включая личные, не поддающиеся рациональному объяснению, симпатии и антипатии. Но определяющим фактором все же является прагматическое мнение о том, какой политик и какая партийная программа смогут лучшим образом решить их проблемы. Эта группа избирателей составляет от 30 до 50 % от общего числа. Основная предвыборная борьба между партиями разворачивается за их голоса.

Исторически партии возникли как союзы единомышленников, приверженцев определенной идеологии. Но чтобы получить доступ к власти в открытом обществе, они должны стремиться к завоеванию максимального количества голосов. Узкая идеологическая и социальная направленность программы оказывает двойное действие. Программа обеспечивает партии безусловную поддержку той части общества, чьи интересы она защищает. Так, если, например, аграрная партия целенаправленно выступает за интересы крестьян, естественно, что многие из них проголосуют за нее. Но остальную часть общества ее программа вряд ли заинтересует. Более того, она может быть воспринята враждебно другими социальными слоями, как несущая угрозу их интересам. Поэтому даже корпоративно ориентированные партии стараются не оттолкнуть односторонними требованиями остальных избирателей и оставить себе возможность компромисса и сотрудничества с другими партиями в избирательных коалициях. Логика функционирования политической системы открытого общества заставила партии, первоначально организовавшиеся для защиты определенных социальных групп, умерить свой радикализм и отдалиться от узко понимаемых корпоративных интересов. Примером может служить Лейбористская партия Великобритании, которая возникла из тред-юнионистского движения, но, находясь у власти, нередко выступала против односторонних требований профсоюзов.

Основополагающий принцип представительной демократии, в соответствии с которым партия может получить власть в государстве только завоевав большинство голосов, способствует постепенному перерождению любой крупной партии в универсальную «партию избирателей», которая стремится объединить вокруг себя максимальное количество людей самой разной социальной, этнической, религиозной и прочей принадлежности, предлагая «эмпирические» программы решения насущных проблем общества.

Так, христианские демократы в Германии в своих рядах имеют как сторонников христианского социального учения, так и консерваторов, и либералов. Общенародной партией считают себя и немецкие социал-демократы. Во Франции к партии этого типа относят голлистскую партию Союз демократов за республику, а в Италии - христианско-демократическую. В США республиканская и демократическая партии, в отличие от многих европейских, с самого начала выступали как партии «для всех». И только партия, не видящая для себя никаких шансов на получение власти конституционным путем или не стремящаяся к этому, может позволить себе апеллировать к классовой идеологической чистоте и доктринальной непримиримости.

В открытом обществе, при всей терпимости к разнообразию интересов и плюрализме мнений, борьба между партиями происходит в рамках единства ценностных социокультурных ориентаций большей части общества, изначального согласия относительно характера политической и экономической систем общества. Выступая носителями конкурирующих политических курсов, партии не ставят под сомнение законность существующего конституционного строя, основополагающих прав и свобод граждан. Они принимают обязательные для всех участников правила политической игры, отвергающие заговор, государственный переворот и другие насильственные методы завоевания власти.

Под знаком этого согласия наблюдается унификация партий, сокращение идеологического разрыва между различными политическими течениями, даже между такими традиционно антагонистическими как консерватизм и либерализм. Партии вынуждены соревноваться друг с другом за голоса избирателей в рамках по существу одних и тех же прагматических целей, поддерживаемых большинством общества. Таковыми являются следующие: сохранение социальной стабильности, стимулирование экономического роста и обеспечение социальной помощи нуждающимся. Рациональный, на основе научных критериев синтез методов и средств решения текущих социальных и экономических проблем посредством заданного ограниченного количества ресурсов общества и в заданных условиях его жизнедеятельности (т. е. то, что К. Поппер называет «социальными технологиями») сужает поле для идеологического маневрирования и неизбежно приводит к сближению программ различных партий.

Если во время избирательной кампании партия может позволить себе какие-то популистские обещания, добившись власти, она вынуждена проводить политику, определяемую рациональным выбором в доставшихся ей в наследство от прошлого правления объективных условиях. Иначе она рискует потерять контроль над политическим процессом. Системная интегративная функция государства заставляет его в открытом плюралистическом обществе играть роль арбитра, которая не позволяет проводить политику, отдающую приоритет интересам какой-то одной группы.

Общества, сумевшие построить политическую систему либеральной демократии, не гарантированы от рецидивов тоталитаризма. Так, после второй мировой войны крупные структурные сдвиги в экономике, порождающие чувство дискомфорта у значительных слоев населения - мелких фермеров и городских собственников, потерявших занятость рабочих, вызвали неожиданные всплески крайне правых настроений, обеспечивших ощутимую поддержку избирателей профашистским партиям Пужада и Ле Пэна во Франции, примером может служить Партия прогресса в Дании, а также успех неофашистов в Италии в 90-х годах. Открытое общество отреагировало осуществлением широких социальных программ, направленных на поддержку интересов ущемленных социальных групп, что привело к восстановлению социальной стабильности.

По определению партия является организацией, т.е. достаточно долго существующим функциональным объединением индивидов с некоторым устойчивым распределением ролей и выполняемой работы. Длительное существование является важным признаком. Партия может считаться состоявшейся, если она обретает независимость от конкретных лиц, стоявших у ее истоков, и их личных целей. Этим партии отличаются от клиентелл, малочисленных организаций, создаваемых лидерами для того, чтобы войти в большую политику или легитимировать свое существование в ней, - с уходом лидера с политической арены исчезает и его партия.

По распределению ролей и выполняемой работе в организационной структуре партий можно выделить три уровня.

Первый, самый неопределенный - это массовая база поддержки, избиратели, традиционно голосующие за кандидатов от партии, но не состоящие формально в партийной организации.

Второй - формальная партийная организация, начинающаяся с первичных ячеек в избирательных округах. В США, например, демократическая партия имеет 2,5 тыс., а республиканская - 2 тыс. таких ячеек. Их главная задача - мобилизация избирателей на местах в поддержку кандидатов от партии. Низовые ячейки объединяются в организации в масштабе районов, областей, земель, штатов и т.д., а совокупность организаций последних образует общенациональную партию. Этот уровень определяет мобилизационный потенциал партии.

Третий уровень организационной структуры партий - уровень, в котором члены партии занимают посты в структурах государственной власти, которые они получили в силу своей партийной принадлежности.

 

2009-07-20 11:48:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011