Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 1

ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

В научной, учебной и справочной литературе можно встретить более 200 определений партий и несколько десятков их типов. Такое разнообразие объяснимо не только различием исследовательских подходов. Партии в каждой стране являются продуктом ее общественно-политического и культурно-исторического развития. Различие между ними определяется прежде всего наложением специфических исторических традиций, демографических и этнокультурных процессов, религиозной ситуации и других факторов на общие функциональные закономерности формирования и жизнедеятельности. Ни одна типология не в состоянии адекватно описать все отклонения реального исторического опыта от абстрактно-теоретических конструкций.

В целом западные партии своим происхождением обязаны европейской буржуазной цивилизации - торгово-промышленному, городскому обществу, для которого характерны экономическая, мировоззренческая, а затем и политическая свобода каждого человека. Появление предпосылок ее развития относится к коммунальным революциям XI-XIII вв., а начало развития - к XVI в.

Становление партий происходило в длительном процессе развития открытого общества и его политической системы, неотделимо от утверждения идеи представительства политической власти, нашедшей воплощение в парламентаризме, и распространения всеобщего избирательного права. До этого политика была уделом дворян, высшего духовенства и некоторых богатых семейных кланов городов или городов-государств.

Всеобщее избирательное право в Европе окончательно установилось лишь в прошлом столетии в результате упорной борьбы и после свершения двух революций: в 1786 г. - в Северной Америке и в 1789 г. - во Франции. Начавшийся в XVIII в. в Великобритании и США процесс формирования партий охватил во второй половине XIX - начале (первые десятилетия) XX вв. другие страны Европейского континента.

На первом этапе возникли парламентские группы, которые объединяли в своих рядах членов парламента, придерживающихся сходных политических убеждений. На следующем этапе появились избирательные комитеты, значение которых непрерывно росло с расширением избирательного права и соответствующим увеличением электората. В отличие от парламентских групп комитеты находятся у самого основания политической пирамиды и расположены на всей территории страны, разделенной на избирательные участки. Благодаря им политика перестала быть уделом элиты в эпицентре власти, а «приблизилась» к каждому гражданину, который почувствовал, что может участвовать в политической жизни и влиять на ход событий.8 Объединение парламентских групп и избирательных комитетов стало завершающим этапом становления нового института политического участия в лице партий.

Параллельно с процессом появления «внутренних» партий шло образование «внешних» партий. Их формирование начиналось с создания внепарламентских организационных структур, опираясь на которые к концу XIX в. «прорываются» в представительные органы власти. Таковы почти все социал-демократические и рабочие партии.

К началу нынешнего века политическая жизнь большинства европейских стран и США была уже преимущественно партийной жизнью.

Возникший в лице партий институт политического участия постоянно эволюционирует, изменяя свою структуру, функции, принципы организации и жизнедеятельности, адекватно изменениям, происходящим в обществе. Сегодня партии в странах Западной Европы и Северной Америки значительно отличаются от тех, какими они были даже несколько десятилетий назад. Это делает выработку универсального определения партии чрезвычайно трудной задачей. Тем не менее можно выделить инвариантные признаки, характеризующие сущность партии в том виде, к которому она пришла в результате эволюции, заняв свое место в политической системе открытого общества.

Современная партия - это общественная организация, главная цель которой - получение, удержание и осуществление власти (самостоятельно либо в коалиции с другими) посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества, полученную в открытом состязании с другими партиями в электоральном процессе.

В открытом обществе многообразию групповых интересов соответствует многообразие общественных объединений, создаваемых добровольно для их отстаивания перед государством. Чем более зрелым и сложным является общество, тем больше в нем заинтересованных групп и тем шире круг вопросов, попадающих в поле их зрения. В ФРГ, например, в т.н. списке лоббистов зарегистрировано более 1400 представителей таких объединений. К ним прежде всего относятся союзы предпринимателей (работодателей) и трудящихся по найму; торговые, промышленные, сельскохозяйственные и прочие палаты, союзы и ассоциации, организованные по региональному и профессиональному принципу. В механизме принятия политических решений они выступают как группы давления. Особенно большим влиянием лоббистские группы пользуются в США, где их даже иногда называют «третьей палатой» законодательных учреждений.

Эти общественные объединения, наряду с партиями, стали неотъемлемой частью открытого общества. Их деятельность способствует формированию и проведению государственной политики, обеспечивающей сбалансированность интересов и поддержание социального мира и стабильности. Однако сфера деятельности ограничена определенными корпоративными интересами. Так, союзы работодателей и трудящихся по найму занимаются исключительно политикой в области заработной платы и социальной политикой, экономические объединения - проблемами экономики и т.д. Форма их воздействия на власть как правило сводится к выявлению и постановке проблем, экспертной оценке законопроектов, разработке рекомендаций по совершенствованию принимаемых законодательных актов.

В отличие от них партии исходят из универсального характера политической власти. Они ориентированы не на решение отдельной проблемы или проблем посредством оказания давления на власть, а на завоевание власти. Партии, получившие на выборах поддержку общества участвуют в формировании основных институтов государственной власти, сфера компетенции которых охватывает весь диапазон стоящих перед обществом проблем. Обретение власти является для партии способом получения полномочий для воплощения своей предвыборной программы, ибо только государство обладает монопольной привилегией распоряжаться общественными ресурсами, принимать и издавать законодательные акты и постановления, обязательность которых для всех социальных групп основывается на праве, подкреплена авторитетом государства и его аппаратом принуждения. Но даже находясь в оппозиции, партия сохраняет возможность определенного изменения государственной политики, реализующего ее понимание национальных интересов и способов решения проблем путем мобилизации общественного мнения.

Партии отличаются друг от друга программами. В них приводятся социально-философские и идейно-политические установки, сводящиеся в конечном счете к пониманию отношений в треугольнике личность-общество-государство, формулируются национальные интересы и цели, следующие из разделяемых ими ценностей, указываются предполагаемые пути достижения этих целей. Наряду с общими программами (программами принципов) партии разрабатывают предвыборные платформы, в которых они отражают свое видение очередных проблем, стоящих перед обществом, и предлагают для них свои решения. По сути это - «заявления о намерениях».

В программах принципов доминирует идеологический компонент, который в существенной мере определяет традиционные связи партии со своим постоянным электоратом. Так, например, в ФРГ влияние традиционных связей на выбор избирателей может осуществляться по следующей схеме: католичка из сельской местности голосует за христианских демократов, а рабочий-протестант из города, являющийся членом профсоюза, выбирает социал-демократов.

 

2009-07-20 11:48:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011