Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Партийная демократия. Ч. 1

ВВЕДЕНИЕ

Будущее зависит от нас и над нами не довлеет никакая историческая необходимость.

Карл Поппер

Термин демократия в буквальном смысле означает власть народа, власть большинства над меньшинством. Но большинство вполне может править с помощью деспотических методов. Скажем, большинство людей, рост которых меньше 180 см может решить, что меньшинство людей, чей рост больше 180 см должны платить все налоги. Исторические примеры дискриминации социальных меньшинств с согласия большинства гораздо трагичнее.

В отличие от демократии открытое общество исходит прежде всего из признания самоценности отдельно взятой личности, ее права быть иной, ограничиваемого лишь нормой справедливости. Обеспечивая свободу каждого и сосуществование всех без насилия, открытое общество воплощает ту скромную, но очень трудно достижимую цель, к которой человечество стремилось со времен Древнего Рима.

«Открытое общество и его враги» - название книги английского философа К. Поппера, где он выдвигает концепцию «открытого общества», высшими ценностями которого являются свобода каждой личности, получающей возможность «мыслить и действовать ответственно, радостно принимая эту ответственность».

Решение написать эту книгу К. Поппер принял в тот день, когда узнал о вторжении Гитлера в Австрию, его Родину. Он считал эту работу своим вкладом в победу над фашизмом. Но социально-философское звучание этой книги гораздо глубже - она направлена против любой формы тирании в обществе. «Никто еще не доказал, что свободу можно сохранить, и не показал, как это сделать», - отмечает К.Поппер. Это проблема «вечного бунта против разума». И именно поэтому его книга, законченная в 1943 г., не теряет своей научной актуальности и социальной значимости и в наши дни.

Ближе всего к модели «открытого общества» К. Поппера стоят либеральные демократии Запада с их политическими институтами, гарантирующими сохранность свобод и прав граждан, и акцентом на единство свободы и ответственности личности.

В предлагаемой вашему вниманию работе мы рассматриваем один из главных институтов - политические партии. Мы надеемся, что понимание их роли и функций в «открытом обществе» позволит читателю лучше оценить партии, появившиеся в России после крушения тоталитарного режима. В изложении материала мы стремились следовать принципу К. Поппера, согласно которому понимание содержания «не предполагает ничего, кроме внимательного читателя».

ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ПАРТИИ

В общественной практике либеральных демократий Запада цели открытого общества реализуется посредством трех основных политических установлений: представительного устройства государственной власти, всеобщего избирательного права и политических партий. Их органичное единение представляет собой наиболее удачную (на протяжении всей истории) попытку примирить свойственное человеческой натуре стремление к неограниченной свободе самореализации с необходимостью государства как формы социальной организации жизнедеятельности индивидов в обществе.

Неограниченная свобода означает, что сильный человек может запугать того, кто слабее и лишить его свободы. Парадокс свободы, как его определяет К. Поппер, состоит в том, что свобода сама себя упраздняет, если она не ограничена. Только государство, защищая граждан от насилия, может гарантировать им свободу. Достижение основной цели открытого общества - обеспечения свободы каждого - зависит от способности государства защитить граждан от злоупотребления свободой, от произвола тех, у кого тяжелее кулаки, кто лучше вооружен или имеет больше денег.

Но далеко не всякая государственная власть служит гарантом свободы личности. Приемлемую безопасность может предложить только государство, управляемое свободными гражданами. В закрытом обществе оно было и остается прежде всего институтом принуждения управляемых управляющими. Поэтому исторически в отношениях между личностью и государством существовала внутренняя напряженность.

Признание самоценности личности и равенства прав каждого предполагает в теории, что ни один человек не вправе управлять другим без согласия последнего. На практике жизнедеятельность такого сложного организма как современное общество без управления невозможна. Пророчество К.Маркса относительно постепенного отмирания государства оказалось несостоятельным. Напротив, с усложнением общества по мере его развития, функции государственного управления расширяются. В то же время прямое участие всех граждан в управлении остается невозможным, даже по чисто физическим причинам.

Это противоречие снимается в значительной степени посредством представительного устройства власти и всеобщего избирательного права, благодаря которым каждый индивид получает возможность опосредованного участия в управлении. Утверждение представительной демократии - «суверенность народа в государстве» - означает, что власть в государстве исходит от народа и осуществляется народом через специальных представителей, выбираемых на определенный срок на основе всеобщего избирательного права путем свободного и тайного голосования.

В основе политического устройства открытого общества лежит не утопия о новом человеке, а принятие факта несовершенства человеческой природы как управляемых, так и управляющих, отсутствия какой-либо гарантии, что политики, пришедшие к власти, всегда будут настолько безупречны, что можно безоговорочно положиться на их великодушие и мудрость. Всеобщие выборы и представительная власть, дающие народу право отстранять правительство, являются единственным известным институциональным средством, с помощью которого общество может контролировать управителей и защитить себя против злоупотребления властью. Благодаря им народ имеет возможность сохранить свою суверенность, лишив плохих правителей делегированной им власти, пока они не причинили слишком много вреда.

В ценностной системе открытого общества, как ее сформулировал К.Поппер, под демократией понимается не какая-то неопределенная «власть народа», или «власть большинства», а многообразные общественные институты, позволяющие ограничивать правящую власть, осуществлять общественный контроль за ее деятельностью. Критерий демократии - народ может смещать правительство без кровопролития.

Однако сами по себе представительное устройство власти и всеобщее избирательное право дают всего лишь абстрактную возможность осуществления народом права на суверенность в государстве. Чтобы демократия участия состоялась, гражданин должен на практике иметь возможность выбора, т.е. должен быть предусмотрен некоторый механизм осуществления демократии.

Потребность в таком механизме окончательно оформилась в XIX веке, по мере расширения избирательного права и становления парламентских режимов, все явственнее отражавших волю широких масс, ранее отчужденных от участия в политике. Его функции взяли на себя политические партии, которые выступили посредниками между гражданским обществом и государством. Зарождение института политических партий таким образом было неразрывно связано с генезисом либеральной демократии.

 

2009-07-20 11:48:16 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Яндекс.Метрика