Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Римское право. Ч. 1

Состояние свободы. Как уже говорилось все население Древнего Рима подразделялось прежде всего на свободных и рабов. Рабы (servi) не являлись субъектами права, а рассматривались как одна из категорий объектов права, т.е. необходимых в хозяйстве вещей. Варрон определял рабов как говорящие орудия (instrumentum vocale). Соответственно власть рабовладельца над рабом была беспредельна, господин мог продать раба, наказать его и даже убить, хотя в классическую эпоху в римском обществе под влиянием стоической философии укрепляется представление о человеческой природе раба и уменьшается степень произвола над рабами. Раб не имел своего имущества. Убийство раба или членовредительство долгое время рассматривалось как имущественное преступление. Раб не мог вступить в брак, признаваемый законом. Союз раба и рабыни был лишь фактическим отношением. Дети рабыни тоже были рабами.

На определенном историческом этапе интересы рабовладельца потребовали выделения части имущества в управление раба, что позволяло повысить экономическую эффективность эксплуатации раба. На этой почве сложился институт рабского пекулия (peculium), т.е. имущества, переданного рабовладельцем в управление своего раба. Но управлять имуществом без совершения различных сделок было невозможно. Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали юридическую силу совершенных сделок в пределах, которые соответствовали пекулию как форме эксплуатации. По общему правилу раб мог приобретать в пользу господина, но он не мог принимать обязательства. Рабы, имеющие пекулий, признавались способными вступать в обязательственные отношения. Приобретать права для себя они не могли, все их приобретения поступали в имущество господина. Раб мог получить право требования, но без права на иск. Реализация такого права была возможна только в случае обретения им свободы.

Однако такое примитивное построение, когда по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба, и истребовать их исполнение в силу его неправоспособности было невозможно, не могло соответствовать потребностям жизни и развитию хозяйственных отношений. Вряд ли нашлось бы достаточное количество желающих заключать подобные сделки. Поэтому для не снабженных исковой защитой обязательств раба претор стал давать дополнительные специальные иски против рабовладельца. При этом факт выделения имущества в самостоятельное управление раба рассматривался как согласие рабовладельца нести ответственность по обязательствам раба, которые принимались по поводу данного пекулия и в размерах этого пекулия. Однако если господин получал по сделке раба увеличение имущества, то он отвечал и в пределах обогащения. В случае, если некто назначал своего раба приказчиком или управляющим в каком-либо деле, связанном с заключением сделок, то он отвечал только по сделкам, относящимся по общепринятым взглядам к кругу деятельности данного заведения. Ответственность для господина наступала в случае, если он уполномочил раба на совершение той или иной сделки, а также в случае причинения рабом имущественного вреда. Рабовладелец мог возместить причиненный ущерб или выдать раба для отработки причитающейся суммы.

Основанием для признания рабского состояния в римском праве считались:

- рождение от матери-рабыни, даже если отцом ребенка был свободный (но если мать была свободной, а отец - раб, то ребенок считался свободным);

- взятие в плен или просто захват лица, не являющегося подданным государства, связанного с Римом договором;

- продажа в рабство (в древнейшую эпоху) и лишение свободы при осуждении на каторжные работы или на казнь.

Прекращалось рабство манумиссией - особой процедурой, которая могла быть выражена в форме фиктивного процесса о свободе, по завещанию или посредством внесения раба по приказу господина в списки ценза. Раб, получивший свободу, получал статус вольноотпущенника. В некоторых случаях, например, при грубой неблагодарности по отношению к лицу, отпустившему на свободу, он мог быть возвращен в рабское состояние.

В классическом римском праве правовое положение вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на свободу. Раб, отпущенный на свободу квиритским способом, приобретал права римского гражданина, а отпущенный на свободу лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а преторский эдикт, - латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сглажены, если манумиссия была выполнена в соответствии с законом, вольноотпущенник становился римским гражданином.

Но даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (libertini) не приравнивался к свободнорожденному (ingemius). До императора Августа вольноотпущенники не могли вступать в брак со свободнорожденными, а до Юстиниана - с лицами сенатского звания. Либертин оставался в определенной зависимости от своего бывшего господина - патрона. Патрон имел право на obsequium: почтительность со стороны либертина (это значило, например, что либертин не мог подать в суд на своего патрона); на выполнение услуг для патрона (орегае); на определенную часть наследства и алименты со стороны вольноотпущенника (bone). Однако дети вольноотпущенного считались свободнорожденными.

В III в. н.э. в условиях экономического кризиса появляется особая категория зависимого населения - колоны (coloni). В классическою эпоху под колоном подразумевали арендатора земли, формально свободного, но экономически зависимого от землевладельца. Эти мелкие арендаторы в силу маломощности своих хозяйств в большинстве случаев прибегали к займам у своих хозяев и оказывались в долговой зависимости от них. В период абсолютной монархии положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам. Первоначально прикрепление к земле было предусмотрено в отношении рабов, вольноотпущенников и арендаторов-колонов на землях императора. В IV в. н.э. в рамках утверждения общего принципа наследственности членства в профессиональных объединениях (corpora) и местных советах (curia) и фиксации функциональной принадлежности имуществ таких объединений закон запретил свободным арендаторам чужих земель, оставлять арендуемые участки. Землевладельцам было запрещено отчуждать участки отдельно от находящихся на них колонов. Конституция Феодосия I, конституция Аркадия и Гонория закрепили статус колонов как «servi terrae» - рабов земли, несмотря на то, что они были формально свободны. «Хотя по положению они представляются свободнорожденными, однако рассматриваются как рабы самой земли, на которой они родились». Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по положению к рабу. Имущество колона именуется пекулий и не может быть отчуждено без согласия собственника. Положение колона было наследственным, его дети также становились колонами. Если колоном был один из родителей, ребенок наследовал положение матери.

Состояние гражданства. Свободное население Рима по степени правоспособности разделялось на три большие группы: cives, latini и peregrini.

Cives или римские граждане обладали наибольшей степенью правоспособности. Первоначально и они не составляли единой в правовом отношении группы населения, однако во втором периоде различия между патрициями, плебеями и клиентами постепенно сгладились. Из всех трех групп образовалась одна группа полноправных граждан - cives optimo iure.

Но наряду с ними существовали неполноправные римские граждане - cives поп optimo iure. К ним принадлежали в течение всего республиканского периода вольноотпущенники (libertini), а также proletarii, т.е. имевшие имущество ниже 5-го класса и ограниченные в политических правах, так как все вместе голосовали только в одной центурии. Они были лишены права вступать в квиритский брак, быть сенаторами и служить в легионе. Право участвовать в народных собраниях принадлежало лишь четырем городским трибам. Неполной римской правоспособностью пользовались так называемые aerarii, не имевшие политической правоспособности, поскольку были обложены постоянной податью (aes).

В III в. н.э. формально было провозглашено равенство в правоспособности. Но, в действительности, полного равенства не произошло. Это связано с образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессии. Выделялись сословие сенаторов, всадников, военное сословие, городские куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.

Сословные и другие социальные различия прежде всего проявлялись в публичном праве, например, в налогообложении, но сказывались они и в области частного права. Так, до Юстиниана не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и т.п.

Латинами (latini) первоначально назывались жители лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. до н.э., так называемые latini veteras или древние латины. Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После Союзнической войны (90-89 гг. до н.э.) право латинского гражданства (ius latini) стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности.

Более близки к римским гражданам были «древние латины». Они обладали такими же имущественными правами (ius commercii), имели право селиться в Риме (ius migrandi), а становясь римскими гражданами, могли вступать в законный римский брак (ius conubii). Категория latini coloniarii, обладая имущественными правами (ius commercii и ius migrandi), как и римские граждане, и правом переселения в Рим, обычно были лишены права на квиритский брак, если это право не было им специально предоставлено. Латинам, исполнявшим обязанности декурионов, т.е. членов муниципального сената, предоставлялись права римского гражданства. Находясь в Риме, они могли участвовать в работе народного собрания и выставлять свою кандидатуру на магистратские должности.

Основными критериями различения cives и latini являются фактическое местожительство и принадлежность к определенной гражданской общине (civitas). Переселившись в латинскую колонию римлянин становился латинским гражданином, но мог свободно вернуться в Рим.

Перегринами (peregrini) назывались все те, кто не имел ни римской, ни латинской правоспособности. Перегрин мог быть иностранцем, т.е. гражданином другого государства или римским подданным. Основное население провинций в Италии (до Союзнической войны) не имело ни римского, ни латинского гражданства. Гражданские общины провинций были связаны с Римом договорами, которые определяли степень их автономии. При этом различались формально независимые общины, покоренные общины, пользующиеся автономией, и покоренные общины, поставленные под прямое управление римской провинциальной администрации. Граждане автономных общин жили по собственному местному праву; население общин, лишенных автономии, было подчинено власти римского наместника, чей imperium не встречал здесь формальных ограничений.

Иностранцы обычно не пользовались в Риме никакой правоспособностью. Но если их государство состояло с Римом в союзе, то правоспособность определялась союзным договором.

Одновременно любой перегрин мог прибегнуть к суду римского провинциального магистрата и перегринского претора, и его дело рассматривалось на основании норм преторского права (ius honorarium) или права народов (ius gentium).

В 212 году н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданства всему населению Римского государства. Ius civile становится основной правовой системой империи.

Семейное состояние. В Древнем Риме самостоятельно пользоваться имеющимися правами, распоряжаться имуществом могли лишь лица, не находящиеся под чье-либо властью. Их называли персонами своего права (sui iuris). Подвластные лица могли вступать в сделки, заключать браки и т.д. лишь с позволения домовладыки. Их называли персонами чужого права (aliene iuris).

 

2009-07-06 12:17:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516