Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Римское право. Ч. 1

Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни (наследование, дарение и т.д.). Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь. Правовой режим приданого (dos) развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены. Приданым (dos) охватывались вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа. Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» - «забери с собой свои вещи».

Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. Приблизительно на рубеже 111-11 в. до н.э. устанавливается правило заключения с мужем устного соглашения, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем. Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены.

При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем.

Еще в императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака, так как дарение между супругами было запрещено, и называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа. В случае развода по вине мужа оно переходило жене. При наличии специального договора жена не могла требовать выдачи этого имущества и в случае смерти мужа.

В Древнем Риме существовало три формы заключения брака с установлением власти мужа: посредством длительного пребывания в браке (usus); посредством религиозного брачного обряда (conferratio) и посредством мнимой покупки невесты (coemptio).

Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение одного года. Законы XII таблиц содержали положение, в соответствии с которым супруга, нежелающая перехода во власть мужа, должна ежегодно покидать его дом на три ночи подряд.

Религиозная форма заключения брака имела значение в древнейшую эпоху Рима, поскольку только лица, рожденные в этом браке, могли стать высшими жрецами Юпитера, Марса и Квирина. Ряд историков считает ее привилегией патрицианских родов. Символическая же покупка жены была по преимуществу плебейской формой брака. Она совершалась посредством манципации, после чего жена становилась членом семейства.

Условия для вступления в брак. Заключению брака предшествовала помолвка (sponsaliae). В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания вступить в брак. Затем помолвка превратилась лишь в моральное обязательство, принцип свободы брака считался первостепенным. Однако под влиянием христианства помолвка снова приобретает обязательственное значение и сопровождается внесением задатка, который терялся женихом в случае отказа вступить в брак. Отец невесты отвечал в случае отказа в четырехкратном, а с 472 г. н.э. в двукратном размере полученного задатка. Заключение двух помолвок, как и многобрачие, не допускалось.

Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста. Для юношей он составлял 14 лет, для девочек - 12 лет. Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились и под властью домовладыки, то и его согласие. Если домовладыка не давал согласия на брак без достаточного основания, оно могло быть получено принуждением со стороны магистрата. Не допускался брак лица, состоявшего в непрекращенном браке. Кроме того, жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т.е. правом на вступление в законный римский брак. Так, заключение «правильного» брака не допускалось между кровными родственниками по прямой линии независимо от степени родства; между родственниками по боковой линии в пределах четвертой степени родства. Не допускался брак между опекуном или его сыном и подопечной. Брак между родственниками считался уголовным правонарушением, причем само преступление считалось обоюдным.

Брак расторгался в случае смерти, утраты свободы или гражданства одним из супругов. Брак прекращался также по воле супругов посредством развода (devortium) или же по одностороннему заявлению об отказе от брачной жизни (repudium). Долгое время принципом римского права было признание свободы развода. Однако в правление императора Августа были предприняты серьезные ограничения этой свободы, а при императоре Юстиниане был запрещен развод по обоюдному согласию супругов. Односторонние заявления о разводе допускались в случае нарушения одним из супругов верности или покушения на жизнь другого супруга. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине, например, неспособность к половой жизни или желание уйти в монастырь. Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа, но брак все же считался расторгнутым.

Отцовская власть. Патриархальный характер римской семьи проявлялся также во власти домовладыки (patria potestas) по отношению к детям. Самостоятельным лицом в семье был только отец; дочери и сыновья были лицами чужого права (personae alieni iuris). Подвластный сын обладал статусом свободы и гражданства. В области публичного права по достижении 25 лет он стоит рядом с отцом, может занимать публичные должности, кроме сенаторской. Но в семье он был всецело подчинен отцовской власти независимо от возраста, даже когда состоял в браке и сам имел детей. Причем власть над детьми принадлежала именно отцу, а не обоим родителям.

 

2009-07-06 12:17:19 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516