Менеджмент. Ч. 3
2.3. Кадровая политика, ее принципы, направления, разработка и реализация
Управление персоналом - сложное направление управленческой деятельности, требующее разработки политики по крайней мере в пяти поднаправлениях: занятость, обучение, оплата труда, производственные отношения, охрана здоровья и благосостояние. Из-за необходимости решать все эти вопросы комплексно, экономя при этом средства, в менеджменте наметилась тенденция к организации кадровых служб взамен наших отечественных отделов кадров, занимавшихся традиционно лишь наймом, увольнением и переводом работников. Увязка направлений кадровой политики, способов ее осуществления, а также подразделений и лиц, ответственных за отдельные направления (при отсутствии комплексной кадровой службы), показана на рис. 2.1.
Планы в кадровой политике связаны с функцией мотивации. Кадровая политика направлена на наем эффективной рабочей силы, увеличение эффективности посредством создания лучших условий работы, улучшение отношений рабочих и руководства.
Существует ряд признанных принципов, составляющих основу кадровой политики. Среди них - демократизация управления, от которой зависит готовность к сотрудничеству; знание отдельных людей и их потребностей; справедливость, соблюдение равенства и последовательность.
Исходными положениями политики в области кадров являются следующие:
- политика занятости - обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы посредством создания привлекательных условий труда, безопасности и возможностей для продвижения;
- политика обучения - обеспечение соответствующими обучающими мощностями, чтобы работники могли улучшить исполнение своих нынешних обязанностей и подготовиться к продвижению;
- политика оплаты труда - предоставление более высокой зарплаты, чем в других местных фирмах, в соответствии со структурой, определяемой способностями, опытом, ответственностью;
- политика производственных отношений - установление определенных процедур для решения трудовых проблем;
- политика благосостояния - обеспечение услуг и льгот, более благоприятных, чем у других нанимателей; социальные условия отдыха должны быть желанны для работников и взаимовыгодны для них и компании.
Документирование кадровой политики. Хотя существует общее понимание необходимости кадровой политики, имеются и некоторые споры в отношении того, нужно ли оформлять эту политику в письменной форме.
Главные преимущества письменного оформления кадровой политики:
- четко определены виды действий, которые должны предприниматься для достижения целей компании;
- ясность в понимании проблем руководства и кадров;
- побуждение к сотрудничеству путем координации деятельности между различными службами и отделами;
- единообразие и последовательность в принятии решений;
- установление стандартов для менеджеров, что помогает им в различных ситуациях;
- содействие децентрализации власти, что улучшает производственные отношения;
- содействие развитию обучения и менеджмента;
- убеждение рабочих в «доброй воле» компании;
- информирование работников о правилах, которыми они должны руководствоваться;
- укрепление морали и улучшение отношений.
В числе главных недостатков этого варианта необходимо отметить следующие:
- необходимость принятия формы контракта (договора), который может связывать компанию и от которого трудно избавиться;
- трудности с определением широкого круга проблем, которые могут возникнуть в будущем;
- в случае изменения обстоятельств письменно оформленная кадровая политика может оказаться непригодной;
- письменная форма негибка и может ограничивать свободу менеджера в индивидуальных случаях.
Большинство крупных компаний предпочитают письменную форму, которая, однако, составлена так, чтобы обеспечить менеджеру некоторую степень гибкости.
2009-05-19 12:19:43 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |