Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Менеджмент. Ч. 1

10.5. Переменные ситуационного подхода

Успех или неуспех применения ситуационного подхода в значительной степени зиждется на третьем шаге, определяющем переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя полностью оценить сравнительные характеристики различных методик или приспособить метод к ситуации. Если ситуацию можно проанализировать, тогда не возникнет необходимости прибегать к догадкам или методу проб и ошибок для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. К счастью для руководителей, хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован исследованиями, недавние результаты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут быть фактически вычленены.

Определение этих основных переменных, особенно в области руководства и поведения организационных структур и количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление. Ситуационный подход представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.

Что же касается ситуационных переменных, то их можно разделить на внешние, относящиеся к среде, в которой функционирует организация (например, экономика, политика, технология, поставщики, потребители, конкуренты и т.д.), и внутренние - структура, культура и ресурсы (материальные, финансовые, людские и информационные). Некоторые авторы (В. Хойер), говоря о внутренних переменных, требующих особого внимания руководства организации, перечисляют цели, задачи, структуру, технологию и людей, подчеркивая их взаимозависимость.

Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Так, монотонность и усталость, связанные с работой на автосборочном конвейере, не могут быть преодолены путем отказа от сборочных конвейерных линий, потому что это поставит под угрозу существование компании. Вместо отказа от конвейера руководство должно признать его неблагоприятное воздействие на работников и производительность их труда и принять меры, снижающие это отрицательное влияние.

Цели организации могут меняться в зависимости от изменений политической, экономической, демографической ситуаций в регионе, стране.

Задачи, вытекающие из целей, также будут претерпевать изменения, к какой бы категории они не относились: работа с людьми, предметами (будь то машины, материалы или инструменты), информацией. Кстати, изменения в характере и содержании задач тесно связаны с эволюцией специализации.

Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Связанная с целями, организационная структура должна изменяться вместе с ними. Структурные переменные будут подробно рассмотрены при обсуждении процесса функционирования организации, здесь же заметим только, что на сложность структуры также влияет уровень специализации.

Влияние технологии на управление всегда в значительной мере определялось крупными переворотами: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией, применением конвейерных сборочных линий, автоматизацией и роботизацией.

Человеческая переменная в ситуационном подходе к управлению может рассматриваться в трех аспектах поведения: отдельных людей, людей в группах и руководителей. При этом группы и управленческое лидерство выступают как факторы внешней среды, влияющие на поведение работника. Поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик внешней среды и личности, которая, в свою очередь, может быть описана рядом характеристик, важнейшие из которых - взгляды и установки, жизненные ценности и притязания, потребности и ожидания.

Итак, при ситуационном подходе к управлению прежде всего рассматривается конкретная ситуация, проблема, требующая решения, для чего необходимы следующие составляющие:

1) правильная интерпретация ситуации;

2) знание управленческих концепций и методик;

3) опыт управленческой деятельности;

4) умение предвидеть возможные последствия управленческих действий;

5) умение увязать конкретные действия с конкретной ситуацией.

 

2009-05-19 12:15:10 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122