Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Менеджмент. Ч. 1

10. РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

К настоящему времени известны четыре основных подхода, сторонники которых внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: подход с точки зрения различных научных школ, процессный, ситуационный и системный подходы.

Подход с позиций выделения различных школ в управлении включает в себя фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления или количественных методов.

10.1. Процессный подход

Процессный подход рассматривает управление как непрерывное выполнение серии взаимосвязанных управленческих функций. С точки зрения процессного подхода вся управленческая деятельность, которая, по определению М.П. Фоллет, представляет собой «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц», может быть разделена на ряд взаимосвязанных последовательно-параллельных перманентных процессов: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникация, принятие решений.

Некоторые авторы сокращают этот перечень, другие выделяют последние два в отдельную группу «связующих процессов», как бы подчеркивая их вспомогательный характер, хотя на самом деле они составляют неотъемлемую часть менеджмента.

С точки зрения последовательности менеджмент как процесс дифференцируется на стратегическое управление (выработка цели, прогнозирование, планирование) и оперативное управление (организация и распорядительство, в том числе мотивация).

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как независимые друг от друга. В противоположность этому, сторонники процессного подхода рассматривают функции управления как взаимосвязанные.

Некоторые специалисты, рассматривая функции управления, дают им свое определение.

Функции управления характеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Основными (общими) функциями управления производством являются: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция представляет собой деятельность (процесс), состоящую из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его мнению, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы предлагали иные перечни функций.

Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции управления: прогнозирование, планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который хотя бы немного отличается от других подобных же списков.

Рассмотрим основные функции управления.

Прогнозирование. Вопросы прогнозирования обычно связывают с принятием решения на этапе определения целей организации. Сам этот процесс представляет собой выработку сценариев возможных ситуаций в будущем. Не имея точной и достоверной информации, возможно описать грядущее с требуемой степенью вероятности:

1) на базе статистических данных за предшествующие периоды (экстраполяция),

2) с помощью экономико-математических моделей,

3) с помощью экспертных оценок.

Первые две группы методов относятся к количественным, третья - к качественным:

Направления прогнозирования (и прогнозы - как результат этого процесса) практически перекрывают направления производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятия: экономика, конкуренция, технология, рынок, социум.

Планирование - это процесс разработки планов развития, а также комплекса практических мер по их выполнению.

План в экономике есть программа деятельности хозяйствующих субъектов, отдельных звеньев системы управления. По хозяйствующим субъектам планы разделяются на внутрипроизводственные (внутрифирменные), народнохозяйственные (общегосударственные), региональные и отраслевые; по времени (срокам) - на текущие (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и перспективные планы (стратегические, долгосрочные, на 10-20 лет).

 

2009-05-19 12:15:10 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122