Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономики. Ч. 2

10. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ СПАД

После «шоковой терапии» 1992 г. Россия вступила в 1993 г. с сокращением ВВП на 19% (в т.ч. промышленности - на 18%), с уменьшением инвестиционной активности почти вдвое обострением кризиса взаимных неплатежей предприятий, с ощутимым падением жизненного уровня большинства граждан и инфляцией свыше 25% в месяц. Главной задачей экономической политики правительства, во главе которого стал В.Черномырдин, была провозглашена финансовая стабилизация. Осуществление стабилизационной программы натолкнулось на упорное противодействие Верховного Совета России. Затяжной конфликт исполнительной и законодательной ветвей власти вылился в насильственную ликвидацию второй в начале октября 1993 г. и поражение сторонников первой на выборах в новый орган власти - Государственную Думу - в декабре 1993 г. Новая расстановка политических сил вынудила правительство лавировать, отступать от жесткого курса борьбы с инфляцией и с дефицитом бюджета. С середины лета 1994 г. начался переход накопившегося инфляционного потенциала в открытую форму, 11 октября 1994 г. («черный вторник») произошло обвальное падение курса рубля по отношению к доллару. Всплеску инфляции способствовал крах летом 1994 г. ряда спекулятивных «финансовых пирамид», отвлекавших денежные средства населения.

В 1994 г. объем производства сократился на 21 %, а спад сравнительно с 1989 г. составил уже больше половины. Низкую платежеспособность потенциальных потребителей усугубила конкуренция более качественных импортных товаров на внутреннем рынке. Еще явственнее обозначился крен в сторону сырьевой ориентации экономики при неуклонном сокращении удельного веса машиностроения.

Летом 1994 г. завершилась чековая (ваучерная) приватизация. Приватизационный процесс стал решающим этапом реформирования отношений собственности и образования современной российской экономической элиты. В частную собственность перешло около 85 тыс. малых предприятий торговли и сфер обслуживания, было акционировано свыше 20 тыс. средних и крупных промышленных предприятий. Центральными фигурами процесса разгосударствления в крупной промышленности стали директора предприятий, менявшие статус наемного управленца, подчиненного вышестоящим властным структурам, на статус полновластного собственника средств производства. Возникшие на основе бывших государственных фирм в базовых отраслях экономики концерны - «Газпром», «Лукойл», «Росвооружение» - обеспечили своим владельцам политический и экономический вес и обладание мощным отраслевым лобби в высших структурах представительной и исполнительной власти.

Приватизация способствовала криминализации всей совокупности экономических отношений. По оценкам Интерпола, благодаря изменениям в российской экономике и международной экспансии российских мафиозных структур в 1994 г. объем криминальных капиталов в мире превысил объем легальных.

В самой России в «честный бизнес» население верит так же, как в 1980 г. в коммунизм. Жизненный уровень большинства населения за первую половину 1990-х гг. упал, похоронив «демократическую» мифологию о «среднем классе». Уже в 1993 г. за чертой бедности оказалось более четверти населения. К 1995 г. покупательная способность основной части рабочих и интеллигенции, живущих на зарплату, уменьшилась почти в 2,5 раза. У пятой части населения потребление животного белка сократилось ниже уровня физиологического минимума. О социальных издержках преобразований свидетельствует сокращение средней продолжительности жизни в стране с 69 до 64 (для мужчин -59) лет. В 1994 г. смертность в России - впервые после окончания Великой Отечественной войны - превысила рождаемость.

В то же время резко возросла имущественная дифференциация. Душевой доход 10% наиболее богатых в 20 раз превысил аналогичный доход 10% наименее обеспеченных (в развитых странах этот показатель - децильный коэффициент - составляет 6-7 раз, в России перед началом реформ - 4 раза).

Несмотря на это, на президентских выборах 1996 г. электорат, хотя и обнаружил тяготение к крайним полюсам политического спектра, в конечном счете, поддержал существующий режим, выдав Ельцину очередной мандат доверия.

С конца 1994 г. началась очередная стадия усилий правительства по макроэкономической стабилизации. Благодаря достигнутому снижению темпов инфляции (рост цен в 1992 г. - в 30 раз, в 1993 г. - в 10, в 1994 г. - в 3, 1995 г. - в 2), в 1995 г. экономика перешла из состояния, именуемого в аналитической литературе «трансформационным спадом», в состояние «депрессивной стабилизации».

Падение ВВП за 5 лет составило около 40%, промышленного производства - более половины, потребления - около 15%. Троекратное превышение уровня спада производства над уровнем снижения потребления покрывалось за счет свертывания инвестиций, оборонных и других расходов, а также потребительского импорта.

Либерализация внешнеэкономических связей России привела к выдвижению стран Запада на первое место во внешнеторговом обороте страны (60%, две трети из них - страны ЕЭС). Интеграция России в мировой рынок подтянула общероссийские цены к мировым, что из-за технологической отсталости вело к неконкурентоспособности целых отраслей. Для перехода от спада к стабилизации требовалось «подтянуть» внутренний сектор экономики к экспортному (сырьевому), шагом в этом направлении стало введение летом 1995 г. «валютного коридора» (4300-4900 рублей за 1 долл.), сдерживающего экспортеров. Но для укрепления стабилизации и перехода к экономическому оживлению необходимо решить задачу возобновления инвестиционного процесса в России.

Поскольку не удалось создать механизма привлечения иностранного капитала (величина его вклада в экономику России примерно 6 млрд. долл., тогда как утечка капиталов из России превысила, по имеющимся оценкам, 300 млрд. долл.), надежды на структурно-инвестиционную перестройку связываются с финансово-промышленными группами, президентский указ о создании которых был принят 5 декабря 1993 г., и в 1995-1996 гг. дополнен Федеральным Законом «О финансово-промышленных группах» и еще одним президентским указом от 1 апреля 1996 г. Создание ФПГ мотивировано следующими положениями.

1. Необходимость соединения процессов приватизации, демонополизации и структурной перестройки промышленности.

2. Острая потребность в создании новых систем инвестирования промышленности, формирования интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка.

3. Рост числа и увеличение финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм - потенциальных инвесторов промышленности.

4. Наличие серьезного структурного и инвестиционного кризиса, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий.

5. Необходимость воссоздания и обновления сломанных технологических цепочек и кооперативных связей в производстве конкурентоспособной продукции.

6. Сложность и недостаток опыта выхода отечественных предприятий на новый рынок.

7. Потеря значительной доли внутреннего товарного рынка России из-за появления на нем продукции крупных зарубежных компаний, в т.ч. ТНК.

Для привлечения к структурно-инвестиционной перестройке крупных (с размером оплаченного уставного капитала не менее 50 млрд. руб.) коммерческих банков, способных взять на себя повышенные риски, был взят курс на развитие института уполномоченных коммерческих банков - агентов правительства Российской федерации. На 1 января 1996 г. были рассмотрены и одобрены проекты 28 ФПГ, в состав которых вошло 326 предприятий, 74 финансово-кредитных учреждения (в т.ч. 32 банка). Среди наиболее крупных участников ФПГ - Новолипецкий, Старооскольский, Магнитогорский, Челябинский металлургические комбинаты, АО «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «Авиастар», «Тулачермет», «Уралмаш»; ОНЭКСИМ-Банк, банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», «Автобанк» и др.

Одной из главных задач ФПГ видится возрождение экономических связей на пространстве бывшего СССР, разрыв которых негативно сказался на экономике России. В 1995 г. стали создаваться транснациональные ФПГ, объединяющие предприятия и банковские структуры России и других стран СНГ. Между Россией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном идет, хотя и медленно, работа по созданию ТФПГ в приоритетных отраслях.

 

2009-05-18 01:50:12 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Яндекс.Метрика