Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономики. Ч. 1

4. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

Промышленный переворот означал переход от мануфактурного производства, основанного на кооперации специализированного ручного труда наемных рабочих, к фабричному производству, основанному на механизации труда посредством системы специализированных рабочих машин, оперирующих одновременно множеством рабочих инструментов и приводимых в движение единым двигателем, превращающим энергию из одной формы в другую.

Промышленный переворот означает торжество крупного производства, рассчитанного на массовый спрос. Одной из благоприятных предпосылок промышленного переворота в Англии был устойчивый спрос европейских армий на унифицированную одежду и обувь (что, в свою очередь, требовало тканей, кожи, пуговиц и т.д.), ружья, боеприпасы.

Промышленный переворот в Англии можно разделить на 3 этапа:

1-й (начиная с 60-х или даже 30-х гг. XVIII в. по 1783 г.) - механизация текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной промышленности; внедрение выплавки чугуна на коксе; применение водяного двигателя и новых форм организации производства; изобретение и усовершенствование паровой машины;

2-й - «взлет» - начался в 1783-1785 гг. с внедрения паровой машины двойного действия Дж. Уатта, открытия Г. Кортом способа переработки чугуна в ковкое железо и создания Э. Картрайтом ткацкого станка с паровым двигателем. Паровая машина стала универсальным двигателем для крупной промышленности и «матерью» промышленных городов - отпала необходимость размещать предприятия вблизи бурных речных течений, и промышленность стала концентрироваться в городах, стягивая в них массы пролетариата. Железо стало превращаться в основной конструкционный материал, появились паровые мельницы с полностью металлическим оборудованием, железные суда и т.д.; развитие потребностей металлообработки привело к изобретению в 1797 г. металлорежущего токарного станка;

3-й, завершающий этап - первая треть XIX в. - ознаменован развитием парового транспорта (от паровой повозки Р. Тревитика, 1801 г., до локомотива с дымогарными трубками и других изобретений Дж. Стефенсона в 1825-1833 гг.) и перерастанием торгово-океанической гегемонии Англии в ее промышленную гегемонию, превращением Англии в мастерскую мира.

Социально-экономические последствия промышленного переворота: урбанизация, отрыв населения от земли и концентрация его в промышленных центрах (кроме Лондона, в Великобритании такими стали Бирмингем, Манчестер, Глазго, Шеффилд и др.); сдвиг занятости в обрабатывающую промышленность; централизация капитала - вытеснение с рынка мелких хозяев, не выдерживающих конкуренции с фабричной продукцией; образование класса наемных рабочих - промышленного и сельского пролетариата; установление жесткого режима дисциплинирования труда продолжительностью не менее 12 часов (а часто до 16-18); массовое применение женского и детского (начиная с 3 лет) труда в силу его беззащитности, дешевизны и «особых» преимуществ (малый «ост, тонкие пальцы); рост пауперизма и социального протеста (движение луддитов» - разрушителей машин - в нач. XIX в.; политически оформленное массовое рабочее движение - чартизм - в 1830-е гг.); изменение в структуре буржуазии - превращение промышленных фабрикантов в наиболее влиятельный слой предпринимателей; обострение конфликта интересов трех главных классов - лордов-землевладельцев, промышленной буржуазии и пролетариата. Стремясь к политическому влиянию, английская буржуазия добилась в 1832 г. избирательной реформы, обеспечившей ей представительство в парламенте, и к 1850 г. - отмены законов, ограничивавших свободу торговли - запрета на импорт хлеба и Навигационного акта. Более дешевые и добротные английские ткани вытесняли с рынков товары других стран; континентальная Европа оказалась в зависимости от английских паровых машин, станков, металла, угля. Благодаря быстрому развитию новых видов водного транспорта (быстроходных парусных судов - клиперов - и пароходов), Англия стала не только мировым фабрикантом, но и мировым перевозчиком товаров и закрепилась в положении мирового банкира: Лондон был мировым финансовым центром, а британский фунт стерлингов доминировал в принятой в 1870-х гг. США и континентальной Европой по английскому образцу международной валютной системе золотого стандарта.

4.1. Промышленный переворот в прирейнской Европе

Начавшись в Англии, промышленный переворот в XIX в. охватил и другие страны Запада. При различии сроков и национальном своеобразии можно выделить общие черты, отличавшие промышленную революцию (индустриализацию) в других странах Европы от английского образца:

  Англия Европа
Роль сельского хозяйства при переходе к индустриализации значительная ограниченная
Темпы промышленного роста равномерные ускоренные
Структура ведущих отраслей преобладание текстильной промышленности преобладание тяжелой промышленности
Зависимость от внешних кредитов, иностранных капиталов, банков незначительная значительная
Роль государства ограниченная основная

Ранее других европейских стран, после Англии, промышленный переворот завершился в Бельгии - новом государстве, образованном из большей части (за исключением герцогства Люксембург) бывших южных Нидерландов. Южные Нидерланды провозгласили свою независимость в 1790 г. под воздействием Французской революции, но в 1794 г. были присоединены к Франции, а затем вошли в состав империи Наполеона. В 1815 г., после крушения Наполеона, вместе с бывшими голландскими провинциями они были объединены в Соединенное Королевство Нидерландов. К моменту нового обретения Бельгией государственной независимости в 1830 г. в стране уже набрал силу процесс индустриализации. Король Нидерландов продал английскому инженеру-предпринимателю Дж. Коккерилю замок князей-епископов Льежа, где были оборудованы первые в континентальной Европе мастерские по изготовлению паровых машин и ткацких станков, а затем крупный металлургический завод. Также по инициативе короля в 1822 г. был создан «Всеобщий банк Бельгии», ставший главным кредитором промышленности страны. К 1850 г. Бельгия стала страной с наибольшей густотой железных дорог и добывала угля больше, чем вся остальная континентальная Европа.

Промышленный переворот во Франции начался еще в конце XVIII в., но завершился лишь после 1850 г. В стране, где были заложены основы современной теоретической химии (А.Л. Лавуазье), было положено начало и химической промышленности (изобретение промышленного способа получения соды Н. Лебланом, 1787 г.). По проекту химика А. Фуркруа была основана в 1794 г. Политехническая школа для подготовки кадров технологов. Однако политические потрясения на протяжении многих десятилетий не способствовали экономическому прогрессу страны. После очередного государственного переворота в 1851 г. власть захватил Наполеон III («маленький племянник великого дяди»), покровительствовавший ускоренному развитию тяжелой промышленности посредством широкого предоставления правительственных кредитов, в том числе специальных займов для технического переоборудования предприятий. Наполеон III поддержал создание акционерного банка «Кредит Мобилье» для мобилизации сбережений населения в целях финансирования железнодорожного строительства. Основанный финансовыми дельцами братьями Перейра, «Кредит Мобилье» стал прообразом системы долгосрочного промышленного кредитования, получившей наибольшее распространение в индустриализации Германии.

После Тридцатилетней войны и Вестфальского мира 1648 г. в разоренной и раздробленной Германии восторжествовала феодальная реакция. Значение дальней торговли и городов упало; возросла лишь роль городов нового типа - княжеских резиденций (Берлин, Дрезден, Мюнхен). Купцы стали агентами-посредниками французских, голландских, английских коммерсантов; в германские земли ввозились преимущественно колониальные товары (кофе, сахар, табак, шелк), а вывозились скот, продовольствие, сырье. Землевладельцы в германских землях восточнее Эльбы - юнкеры, как и польские паны, принудили крестьян к барщине ради продажи произведенного хлеба на внешние рынки.

Немецкие князья - курфюрсты (их было более 300) - получили по Вестфальскому миру право самостоятельной внутренней и внешней политики и торговали своими голосами при выборах императора. Последний, как правило из дома Габсбургов, не имел реальной власти нигде, кроме своих наследственных австрийских владений.

В XVIII в. на северо-востоке Германии усилилась Пруссия (королевство с 1701 г.) со столицей Берлином. Милитаризованная своими властителями и расширившаяся за счет раздела земель, Пруссия стала соперничать с Австрией за преобладание над остальными германскими государствами. В 1806 г. Наполеон Бонапарт формально ликвидировал Священную Римскую империю германской нации и создал послушный себе Рейнский союз из 12 западногерманских княжеств. После поражения Наполеона Пруссия и Австрия оказались в числе держав-победительниц вместе с Россией и Англией. На Венском конгрессе 1815 г. были созданы Священный союз «великих держав» России, Австрии и Пруссии и Германский союз во главе с Австрией и Пруссией из 34 государств и 4 вольных городов. Характерно, что часть владений Австрии (в т.ч. земли Венгрии и северо-востока Италии) и Пруссии не были включены в состав Германского союза, усиливая нелепую мозаичность этого объединения. Государства Германского союза были отгорожены друг от друга таможенными барьерами, различными системами торгового права, валют, мер и весов. Это тормозило экономическое развитие.

Однако промышленная волна из Англии и Бельгии во второй четверти XIX в. достигла и германских земель. В 1834 г. Пруссия стала инициатором создания Германского таможенного союза, и тогда же в ней возникла первая фабрика, организатору которой удалось завербовать несколько английских сталеваров. Помощь английских инженеров способствовала созданию еще ряда предприятий к концу 1830-х гг. Для овладения английскими технологическими секретами германские предприниматели прибегали и к промышленному шпионажу. Но более значительна была роль традиций цехового ремесленного мастерства и государственной поддержки. Прусское правительство, поощряя со второй половины 1830-х гг. железнодорожное строительство, своими заказами способствовало превращению в образцовые капиталистических предприятий паровозостроительного и металлургического заводов Августа Борзига - искусного механика, из-за чересчур толстой шеи признанного непригодным к королевской военной службе, но исправно (и с прибылью для себя) послужившего монархии железнодорожными линиями, мостами и локомотивами. Традиции прусского милитаризма способствовали успеху другого крупнейшего предпринимателя - Альфреда Крупна, начавшего отливать стальные пушки. Свои пушки Крупп демонстрировал на всех Всемирных выставках, начиная с первой (Лондон,1851 г.), где он также опередил английских, бельгийских и французских фабрикантов в соперничестве по производству самого крупного слитка тигельной стали. В 1867 г. на выставке в Париже Крупп выставил пушку, которую сам именовал «монстром, какого еще не видел свет» (ствол - 50 т, лафет - 40 т). Кроме «Гран-при», Крупп получил от императора Наполеона III офицерский знак ордена Почетного легиона. А через три года крупповские пушки обстреливали Париж, во многом предопределив победу Пруссии в войне с Францией.

Франко-прусская война 1871 г. подвела черту под успешной политикой объединения Германии «железом и кровью», проводившейся прусским канцлером О.фон Бисмарком. После развалившей Священный союз революции 1848-1849 гг. более двух десятилетий ушло на решение вопроса, вокруг какой монархии - прусской или австрийской - объединяться германским государствам. После военной победы над Австрией в 1866 г. Пруссия в 1870 г. завершила объединение Германии вокруг себя - без Австрии, которая с 1867 г. стала называться Австро-Венгерской империей. Победа Пруссии над Францией закрепила образование Германской империи, а присоединение богатых железной рудой и промышленной традицией Эльзаса и Лотарингии стало одной из предпосылок для мощного индустриального рывка объединенной Германии в конце XIX в.

 

2009-05-18 01:48:25 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021