Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономики. Ч. 1

7. СТАНОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА

В 1921 г. В.Вильсона на посту Президента США сменил склонный к пьянству У. Гардинг (при том, что в 1919 г. Конгресс принял XVIII поправку к конституции - «сухой закон»). Он назначил министром финансов 66-летнего Э. Меллона, это был первый случай, когда лицо из самых верхов большого бизнеса заняло высокий государственный пост. Меллон был министром финансов почти десять лет и использовал свое положение для изменения налогового законодательства, обеспечившего крупные льготы нефтяным компаниям. Капитал концерна самого Меллона «Галф ойл» возрос за это время вдвое, при этом он заверял всех, что экономика США процветает и будет процветать.

26 ноября 1929 г. с краха на Нью-Йоркской фондовой бирже начался кризис американской экономики, обнаруживший всю глубину противоречий между бумом деловой активности 20-х гг. и все еще низким платежеспособным спросом большинства американцев, между накопленным производственным потенциалом и системой крупнокорпоративного монополизма, сопровождаемого расцветом финансовых спекуляций. Однако заработная плата и покупательная способность большинства американского населения не соответствовали возросшему уровню массовых потребительских стандартов, различные отрасли развивались неравномерно, монополизированная крупнокорпоративная структура бизнеса приводила к взвинчиванию цен и росту спекуляции ценными бумагами. Накапливаемые противоречия развернулись в острейшем и глубочайшем экономическом кризисе 1929-1933 гг. За резким падением курса ценных бумаг последовали падение цен, промышленного и сельскохозяйственного производства, беспрецедентный рост безработицы. 30-й президент США Г. Гувер, автор сочинения «Американский индивидуализм», был непоколебимо уверен в автоматическом преодолении кризиса за 60 дней. Но кризис усугублялся год, другой, третий... К 1933 г. промышленное производство в целом сократилось наполовину, производство сельскохозяйственных орудий и транспортных средств - на 80%, стали - более чем на 80%, зерновых - на 35-45%. Цены на сельскохозяйственные продукты упали более чем на 60%. Потерпели крах 135 тыс. фирм, разорились 5760 банков и около миллиона фермеров. Безработица достигла 17 млн. человек, на окраинах городов возникли «гуверовские городки» из ящиков и строительных отходов. Развернулись массовые акции протеста, стачечное движение.

Блажь «американского индивидуализма» не оправдала себя. Выход из кризиса, получившего название «Великой депрессии», был найден на путях крупномасштабного государственного вмешательства в экономику, осуществленного администрацией нового Президента - Ф.Д. Рузвельта.

Рузвельт собрал вокруг себя «мозговой трест», включивший нескольких экономистов. Один из них, А. Берли, был автором вышедшей в 1932 г. книги «Частная собственность и корпоративное управление» (совм. с Г. Минзом), в которой были проанализированы процессы концентрации экономической мощи большого бизнеса, отстраненности акционеров от управления собственностью и перехода контроля в руки менеджеров. Берли предупреждал об опасности злоупотреблений со стороны крупных корпораций и подготовил речь Рузвельта, потрясшую аудиторию констатацией факта о контроле 2/3 американской промышленности 600-ми крупнейшими фирмами, оставившими 1/3 на долю 10 млн. мелких предпринимателей. Констатировав таким образом, что символа веры американского индивидуализма - равенства возможностей - больше не существует, Рузвельт призвал к переоценке ценностей - защите государством общественных интересов посредством его вмешательства в экономику.

Центральное место в мерах государства по выходу из экономического кризиса, получивших название «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта, было отведено восстановлению промышленности. Согласно «Закону о восстановлении национальной промышленности» (действовал в 1933-1935 гг.) была введена система государственного регулирования, предусматривавшая разделение всех предприятий промышленности на 17 групп с разработкой для каждой из них «кодексов честной конкуренции» (согласование уровней объемов производства, зарплаты, продолжительности рабочей недели, политики цен), а также формирование посредством налогообложения фонда общественных работ. Были выделены 3,3 млрд. долларов на организацию общественных работ. Для безработной молодежи от 18 до 25 лет были созданы трудовые лагеря с бесплатным питанием и жильем, и оплатой по 1 доллару в день работ по расчистке лесов, мелиорации, ремонту дорог. Для наиболее отсталого региона США - долины реки Теннеси (7 штатов) было создано специальное управление, организовавшее строительство ГЭС, посадку лесонасаждения, борьбу с эрозией почв. Безработные на Юге США были привлечены к созданию современной инфраструктуры - строительству автострад, аэродромов, мостов, гаваней. Всего на общественных работах к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия по безработице получали 20 млн. американцев.

«Закон о регулировании сельского хозяйства» (1933) ставил задачей повышение цен на сельскохозяйственную продукцию посредством ее сокращения. Были запаханы 10 млн. акров хлопковых площадей, уничтожено 1/4 посевов зерновых, забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. свиней. Фермеры получили кредиты на сумму свыше 2 млрд. долларов. В результате их доходы к 1936 г. возросли на 50%, но около 10% ферм до того времени были проданы с молотка. Процесс концентрации в сельском хозяйстве США усилился.

В 1935 г. были приняты «Национальный акт о трудовых отношениях», признававший за рабочими право на коллективную защиту своих интересов через профсоюзы, стачки и заключение с предпринимателями коллективных договоров и «Закон о социальном обеспечении», вводивший систему пенсий по старости и помощи безработным и инвалидам.

Ф.Д. Рузвельт, избранный президентом на второй срок, стал использовать практику «подкачки насоса» - стимулирования спроса посредством государственных расходов, придающих мультиплицирующий импульс экономическому росту. Этот метод соответствовал идеям фундаментальной работы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс обосновал активную финансовую политику государства по стимулированию спроса для выхода из состояния массовой безработицы и хронической недогрузки производственных мощностей. К 1939 г. практика дефицитного финансирования обнаружила благоприятное воздействие на восстановительные процессы в хозяйстве США. Доктрина Кейнса была признана «макроэкономической революцией» и теоретической основой смешанной экономики - активного вмешательства государства в рыночные процессы.

«Великая депрессия», начавшись в США, в 1930 г. охватила и страны Западной Европы. Ранее других на путь выхода из кризиса посредством перехода к смешанной экономике вступила Швеция. Это было связано с деятельностью экономистов-теоретиков Стокгольмской школы (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль, Б. Улин, Э. Лундберг) и приходом к власти в 1932 г. правительства социал-демократов, министр финансов которого Эрнст Вигфорсс пришел к выводу, что государственные инвестиции и организуемые общественные работы могут повысить покупательную способность и уменьшить масштабы экономического кризиса. Экономисты Стокгольмской школы предложили развернутые обоснования антициклической политики, Центральное объединение профсоюзов и Объединение предпринимателей Швеции заключили в 1938 г. Соглашение о мирном способе достижения коллективных договоров. Таким образом был заложен фундамент «народного дома» - шведской социал-демократической модели государства всеобщего благосостояния.

Противоположной была судьба Германии, где кризис был более сильным, чем в других странах Европы, преобладание крупного корпоративного капитала - подавляющим, а рабочие, уволенные из сокращенной армии офицеры и средние слои - мелкие хозяева и служащие - были выбиты из колеи мировой войной, гиперинфляцией 1922-1923 гг., политической нестабильностью. К 1932 г. промышленное производство в Германии, по сравнению с 1929 г., сократилось на 40%, число полностью и частично безработных достигло 8 млн. человек. На фоне всеобщей деморализации к власти в Германии в начале 1933 г. пришли нацисты.

Их экономическая программа была целиком сориентирована на подготовку к войне за «жизненное пространство для нации». Это означало милитаризацию хозяйства и курс на автаркию - самообеспечение необходимыми ресурсами. Для перевода всей экономики на военные рельсы был создан сложный аппарат государственного регулирования. Его основу составил «фюрер-принцип» - подчинение всех секторов хозяйства и групп предприятий приказам уполномоченных чиновников - «виртшафтсфюреров». В 1933 г. был принят «Закон о принудительном картелировании мелких и средних предприятий», а в 1934 г. - «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства». Министр экономики Я. Шахт получал полномочия на создание, роспуск или слияние хозяйственных объединений и назначение их руководителей. В 1936 г. с предисловием Шахта в Германии был оперативно издан перевод «Общей теории занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнса. Шахт заявлял, что только нацизм способен на деле осуществить полную занятость - прежде всего с помощью общественных работ, под которыми подразумевалась гонка вооружений.

Закон «Об организации национального труда» (1934) запрещал профсоюзы, стачки, свободный переход рабочих с одного предприятия на другое, декларировал прекращение в Германии классовой борьбы и объединение рабочих и фабрикантов в единый «Немецкий трудовой фронт», регулировавший по согласованию с министерством экономики заработную плату. Как средство сокращения безработицы для населения от 18 до 25 лет была в 1935 г. введена трудовая повинность; к 1938 г. она стала всеобщей.

Для регулирования сельского хозяйства было создано «имперское сословие по продовольствию»; земледельцы были объявлены «солдатами фронта питания. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. Зажиточные владельцы «наследственных дворов» - гроссбауэры - получили свободу от поземельного налога, но могли быть лишены своего хозяйства за невыполнение распоряжений «имперского сословия по продовольствию».

Разорвав Версальский договор, Гитлер уже в 1933 г. создал министерство авиации и начал в широких масштабах строительство военно-промышленных предприятий, а в 1935 г. ввел всеобщую воинскую повинность и добился от Англии разрешения на строительство надводного и подводного флота. В 1936 г. второе лицо в НСДАП - рейхсмаршал Геринг - стал уполномоченным по осуществлению 4-летнего плана мобилизации ресурсов для обеспечения полной боеготовности Вермахта - вооруженных сил нацистской Германии. Предприятия, признанные решающими в военном отношении, в первую очередь обеспечивались кредитами, сырьем, рабочей силой. В то же время были запрещены инвестиции в текстильные и ряд других отраслей. Выдвинув лозунг «Пушки вместо масла», правительство ограничило ввоз продовольствия и жестко регламентировало внешнеторговые отношения и расходование иностранной валюты для закупок стратегического сырья. Недостаток нефти, каучука, цветных металлов и других видов ресурсов Германия стремилась восполнить энергичными мерами по налаживанию производства синтетических материалов - искусственного каучука, пластмасс, химического волокна и т.д. Милитаризация экономики вела к увеличению масштабов государственного предпринимательства. Государственный сектор возрос и за счет «ариизации» промышленных предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу.

Удельный вес военных отраслей в совокупной промышленной продукции Германии достиг к 1939 г. 80%. Обновленная армия, крупномасштабное производство военной техники, мощная тяжелая промышленность подготовили германскую агрессию в Европе. При потворстве западных держав нацисты развязали Вторую мировую войну, унесшую 50 миллионов человеческих жизней.

 

2009-05-18 01:48:25 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021