Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 2

10.2. Теория экономики предложения. Неоконсервативный поворот в экономической политике

«Звездный час» монетаризма наступил в 1979 г., когда в Англии на пост премьер-министра была избрана поклонница Ф. Хайека лидер Консервативной партии М. Тэтчер, а место главы Совета управляющих ФРС США занял жесткий монетарист П. Уолкер. И кабинет Тэтчер, и Уолкер взяли твердый монетаристский курс. Избранный в 1980 г. президентом США Р.Рейган - престарелый актер, известный своим воинствующим антикоммунизмом, - предоставил направлять «рейганомику» сторонникам теории экономики предложения - единым с монетаристами в критике кейнсианской политики государственного вмешательства. Теоретики экономики предложения критиковали кейнсианство по следующим основным пунктам.

1) Кейнсианская теория не может справиться со стагфляцией, поскольку ставит в центр совокупный спрос.

2) Рост вмешательства государства вызвал увеличение налоговых платежей - абсолютное и относительное (доля к национальному доходу). Кейнсиианская трактовка этого явления (антиинфляционный эффект утечки покупательной способности) неправомерна, так как рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в виде повышенных цен (инфляционный эффект «клина» между величиной издержек ресурсов и товарными ценами).

3) Высокие налоги и разнообразие государственных трансфертов создают «антистимулы» к работе и принятию на себя предпринимательских рисков.

4) Структурное регулирование (то есть регулирование государством отдельных отраслей) часто защищает неконкурентоспособные фирмы, что пагубно сказывается на производительности труда.

(Известный социолог О. Тоффлер в своей книге «Третья волна»(1981) подчеркнул, что правительство британских лейбористов и администрация президента-демократа Картера - предшественника Рейгана - направляли свои усилия на поддержание «заходящих» традиционных индустриальных отраслей и явно недооценили наступление новых динамичных наукоемких отраслей третьей волны).

5) Правительственное «общесоциальное» регулирование в области охраны окружающей среды, повышения качества продукции, охраны труда и безопасности увеличило издержки ведения бизнеса, что снизило предпринимательскую инициативу.

Наибольшую известность среди сторонников экономики предложения получил Артур Лаффер, вычертивший кривую Лаффера - графическое изображение зависимости налоговых поступлений от ставок налогов на прибыль и зарплату: большее значение налоговой ставки будет увеличивать налоговые поступления лишь до известного предела, за которым начнется снижение налоговых поступлений, вследствие снижения экономической активности из-за налоговых антистимулов. Напротив, снижение налогов вызовет кратковременное уменьшение государственных доходов, но в долгосрочной перспективе принесет эффект благодаря созданию стимулов к работе, сбережениям, инвестициям, предпринимательским рискам и последующему расширению производства. Программа «рейганомики» включила в себя следующие основные пункты, близкие монетаристскому курсу «тэтчеризма»:

1) сокращение государственных расходов на социальные программы;

2) значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства (в Англии был инспирирован процесс реприватизации);

3) финансовое оздоровление за счет удержания темпа роста массы денег в соответствии с монетарным правилом Фридмена;

4) резкое сокращение ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций для стимулирования частнопредпринимательской инициативы (в США предельная ставка налога на состоятельных налогоплательщиков упала с 50% до 28%).

Кроме Англии и США, доктрина монетаризма была применена в экономической политике военной хунты Чили, а в 1990-е гг. стала основой программы постсоциалистических экономических преобразований в ряде стран Восточной Европы (особенно «шоковая терапия» в Польше) и в Российской Федерации, а также стабилизационных мер в крупнейших странах Латинской Америки - Мексике, Аргентине, Бразилии.

10.3. Теория рациональных ожиданий

В русло неоконсервативного поворота влилась с середины 1970-х гг. новая волна американских экономистов во главе с Робертом Лукасом (р.1937), развивавшая концепцию рациональных ожиданий. Понятие «рациональных ожиданий» ввел в 1961 г. американский экономист Дж.Ф. Мут в статье, посвященной рынкам ценных бумаг. Задаваясь вопросом, почему не удаются прогнозы движения цен на фондовом рынке, Мут приходил к выводу, что заинтересованные лица собирают новую информацию, способную максимизировать точность ценовых прогнозов, и оперативно реагируют на нее. Рациональные ожидания безотлагательно переходят в текущие решения спекулянтов, сбивающих прогнозные оценки: если, например, владельцы ценных бумаг ожидают понижения цен на фондовой бирже, то в предвидении этого продают свои паи. Рост предложения акций ведет к падению курса.

Обнаружившаяся неэффективность кейнсианской макроэкономической политики подтолкнула чикагского профессора Р. Лукаса к выводу, что причины сбоя те же, что и непредсказуемость движения цен на финансовые активы: экономические агенты формируют свои рациональные ожидания на основе той самой информации, которая имеется в распоряжении политиков, и действуют таким образом, что нейтрализуют любую попытку систематического вмешательства в экономику. Например, с целью увеличения объема производства и занятости проводится политика дешевых денег. Но, опираясь на опыт прошлого, население полагает, что расширение денежной массы будет сопровождаться инфляцией. Тогда рабочие требуют повышения ставок зарплаты, предприниматели повышают цены на свою продукцию, кредиторы поднимают процентные ставки. В результате увеличение совокупных расходов, вызванное политикой дешевых денег, поглощается ростом цен и зарплаты, поэтому реальный объем производства и занятости не расширяется. Увеличения реальных инвестиционных расходов не происходит.

Другой пример - государство, в соответствии с кейнсианскими принципами фискальной политики, реагирует на тенденцию спада снижением налогов. Освобождение от налогов части инвестиционных расходов повышает привлекательность инвестиционных проектов и тем стимулирует совокупный спрос. Но, привыкнув к скидкам, предприниматели в ожидании следующего спада, рассчитывая на грядущее снижение налогов, решают отсрочить капиталовложения, что усиливает спад. Когда же налоги действительно сократятся, поток инвестиций станет слишком сильным.

Общий вывод Лукаса и его коллег: дискреционная кредитно-денежная и фискальная политика способны не сгладить, а, наоборот, усилить неустойчивость в экономике, усугубить циклические колебания, поскольку люди действуют в соответствии со своими рациональными ожиданиями на основе экономической информации и быстро приспосабливаются к новым ситуациям. Теория рациональных ожиданий настаивает также на том, что рынки как товаров, так и ресурсов, являются конкурентными, а ставки цен и заработной платы - гибкими. Таким образом, на основе новых аналитических методов эти теоретики предложили отказаться от стабилизационной политики, предоставить рыночную экономику самой себе.

 

2009-05-18 01:46:42 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930