Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 2

8.2. Экономический дирижизм

Во Франции, с ее вековыми традициями государственного вмешательства в экономику и мощным влиянием социалистов и коммунистов, теоретические идеи и меры практической политики, нацеленные на создание «государства всеобщего благоденствия», составили обширное направление экономического дирижизма. Его главными особенностями сравнительно с кейнсианством были: 1) возложение на государство задач воздействия не только на конъюнктуру и совокупный спрос, но и на структуру экономики; 2) применение индикативного (рекомендательного) государственного планирования.

С установлением во Франции Четвертой республики - приходом к власти лидеров Движения Сопротивления во главе с генералом Шарлем де Голлем (премьер-министр с 1944 по янв.1946 гг.) в стране была проведена масштабная национализация (энергоресурсы, страховые компании, крупнейшие банки, ряд крупных фирм), а под руководством первого экономического советника де Голля Жана Моннэ был подготовлен и пущен в действие (с 1946 г.) Государственный план модернизации и оснащения. Так же как и Шумпетер и Гэлбрейт, Моннэ считал, что технологический прогресс может быть реализован лишь на крупномасштабных предприятиях, обладавших в ряде случаев монопольными позициями. Отставка де Голля в январе 1946 г. не изменила курса на экономический дирижизм: к его второму приходу во власть в 1958 г. были реализованы два Плана модернизации и оснащения. Установив в 1958 г. режим президентской Пятой республики, де Голль предоставил ее органам продолжать в Пятой республике политику индикативного планирования и нацеливать свое вмешательство в экономику на решение следующих основных задач:

совершенствование экономической структуры за счет демонополизации некоторых замкнутых национальных рынков при одновременном укрупнении промышленно-финансовых групп, деятельность которых приобрела международные масштабы;

«устройство территории»;

поддержание классового согласия, смягчение традиционной для Франции социальной напряженности.

1960-е гг. стали годами «больших проектов» по созданию или радикальному обновлению атомной энергетики, самолетостроения, космической технологии, производства ЭВМ. В отличие от первого этапа модернизации, где задачи решались за счет национализации, на этот раз их исполнение было возложено на крупный частный бизнес. Для голлистской модернизации характерна активная региональная политика государства - преодоление исторически сложившейся традиции оттягивания гипертрофированным Парижским регионом ресурсов провинции. Региональному выравниванию способствовали политика размещения государственных и стимулирования частных инвестиций, крупномасштабные программы развития дорожной инфраструктуры - от национальных скоростных магистралей до разветвленной сети муниципальных шоссе, создание на периферии «полюсов научно-технического роста» вокруг «больших проектов» и университетских центров (Гренобль, Нант).

Наиболее развернутое теоретическое обоснование экономического дирижизма дал Франсуа Перру (1903-1987) - создатель Института прикладных экономических исследований и теории «экономики доминирования». Он выдвинул понятие гетерогенной (разнородной) конкуренции, в которой различные хозяйственные единицы связаны между собой «асимметричными отношениями экономической и социальной власти», предопределяющими деление экономической реальности на мир фирм господствующих и фирм подчиненных. Доминирующая фирма сама создает условия роста прибыли, активно воздействия на другие фирмы и на потребителей, заставляя их принять ее «правила игры.

Доминирование имеет место также и на уровне отношений между отраслями в национальной экономике, и на уровне отношений между странами в мировой экономике. Из своей концепции Перру выводил принципы индикативного планирования: 1) экономический рост, достигается ли он сознательно или происходит стихийно, не может быть сбалансированным, а всегда неравномерен; 2) политика экономического роста ставит своей целью активные структурные преобразования в желаемом направлении; 3) структурная политика неизбежно избирательна, селективна, то есть делает упор на отдельные «отрасли-моторы».

«Отрасли-моторы» - те отрасли промышленности, которые развиваются быстрее, чем экономика в целом, подготавливая массовые нововведения в будущем. Именно развитие этих отраслей должно быть целью избирательной политики правительства. Как доминирующие единицы, они обладают мощным «увлекающим эффектом», повышая темпы экономического роста и прогрессивно изменяя структуру национальной экономики в целом. «Увлекающий эффект» присущ также инвестициям в НИОКР.

«Доминирующая единица» с «увлекающим эффектом» представляет собой «полюс роста», и селективная политика государственного вмешательства созданием таких полюсов может «подтянуть» сравнительно отсталые районы. В руках государства есть и возможности для «гармонизации» экономического роста в смысле смягчения социальных противоречий, достижения классового консенсуса. В целом вырисовываются три главных блока задач индикативного планирования: 1)»практическая максимизация всей продукции может быть достигнута по плану путем стимулирования увлекающих отраслей или создания новых»; 2) селективный принцип, нацеливающий планирование на создание «полюсов роста»; 3)»план является тем социальным инструментом, посредством которого возможна эффективная реализация политики гармонизированного роста».

Ф. Перру стал наиболее видным европейским представителем обновленного институционализма, который, в отличие от американского институционализма первой половины XX в., называют также институционально-социологическим направлением. В США наиболее яркой фигурой обновленного американского институционализма становится в 1950-60-е гг. уроженец Канады Дж. Кеннет Гэлбрейт (р.1908), профессор с богатым опытом эксперта и дипломата, снискавший известность «лучшего писателя среди экономистов и лучшего экономиста среди писателей».

 

2009-05-18 01:46:42 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930