Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 2

8. СТОКГОЛЬМСКАЯ ШКОЛА. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИРИЖИЗМ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

8.1. Стокгольмская школа

Утверждение смешанной экономики и модели «государства всеобщего благоденствия» происходило не по единой схеме и опиралось на традиции национальных экономических школ. Первой активное участие в государственной политике макроэкономической стабилизации приняла Стокгольмская школа, сложившаяся в конце 20-х гг. из группы экономистов, пошедших по проторенной К. Викселлем дороге динамического анализа - Эрика Линдаля (1891-1960), Бертиля Улина (1899-1979), Гуннара Мюрдаля (1898-1987), Эрика Лундберга (р. 1907) и др.

Ученик Викселля Эрик Линдаль в очерке «Справедливое налогообложение» (1919) привлек внимание к категории «общественных благ», дополняющей экономическую теорию благосостояния. Общественные блага, согласно Линдалю, обладают тремя отличительными свойствами: 1) они предоставляются всем гражданам одновременно, отдельные лица не могут обеспечить себе особых условий для удовлетворения индивидуальных предпочтений; 2) потребление одного лица не уменьшает то количество блага, которое могут потребить другие; 3) каждый может потребить данное количество блага полностью, независимо от того, может ли он заплатить за это благо. Эта «неисключаемость из потребления» побуждает отдельных людей не обнаруживать, насколько они ценят данное благо, сколько готовы за него заплатить. Каждый индивид скорее предоставит другим уплатить за общественное благо, которое затем будет доступно и тем, кто не платил. Такой мотив препятствует обеспечению оптимальным количеством общественных благ за счет частных источников. Возможно предоставление общественных благ со стороны правительства за счет налогоплательщиков. Но удастся ли создать такие правительственные учреждения, которые способны обеспечить выполнение условий социального оптимума? Линдаль был более оптимистичен в видении проблемы «справедливого налогообложения», чем скептик Викселль, который очень сомневался в добротности правительственных действий такого характера.

На рубеже 1920-30-х гг. Линдаль и Мюрдаль разработали концепции роли ожиданий в экономике и денежные теории, показывающие, как равновесие может отклоняться от положения с полным использованием ресурсов, прежде всего в зависимости от ожиданий.

Линдаль провел различие между «временным» и «межвременным» равновесием. «Временное» равновесие означает восстановление равновесия между спросом и предложением в течение периода стабильных ожиданий. Длительность такого периода невелика; к его концу под влиянием накопившейся новой информации ожидания планы на будущее меняются. «Межвременное» равновесие означает ситуацию, когда равенство спроса и предложения достигается при ценах, соответствующих изменившимся ожиданиям. Линдаль отверг идею Викселля о естественной норме процента, считая, что в действительности существует система различных ставок, а кумулятивный процесс связал с эластичностью ожиданий - нарушение равновесия усугубляется, когда эта эластичность больше единицы.

Согласно Линдалю, оценки будущего - фактор экономического риска; назначение денежной политики - в том, чтобы уменьшить опасность непредсказумости, обеспечить равновесие движения цен, соответствующее изменениям производительности.

Гуннар Мюрдаль ввел понятия об оценках ex ante (перспективных) и ех post (ретроспективных). Оценки ex ante - рассмотрение экономического процесса с точки зрения ожидаемых, прогнозируемых результатов, a ex post - с точки зрения свершившихся результатов. Введение категорий ex ante и ex post позволило обосновать неравновесную модель, в которой движущей силой выступало отклонение величин ex ante от ex post, причем эти отклонения рассматривались как внутренне присущие экономике. Отсюда вытекало признание необходимости государственного вмешательства.

Бертиль Улин обосновал необходимость государственных инвестиций и общественных работ как средства борьбы с безработицей. Он показал приоритет шведов в разработке ряда проблем макроэкономического анализа сравнительно с вкладом Дж.М. Кейнса и отметил, что равенство сбережений и инвестиций имеет место лишь ex post, тогда как ex ante эти величины расходятся, что и служит источником динамических хозяйственных процессов.

В книге «Роль политического фактора в развитии экономической теории»(1931) Г. Мюрдаль выступил за открытое изложение в экономических работах исходных суждений о ценностях, которые оказывают влияние не только на цели, но и на каждый компонент любых сопоставляемых друг с другом альтернативных вариантов. «Не следует скрывать эти суждения, молчаливо подразумевая их». Подобная позиция открыла путь к сотрудничеству с правительством, сформированным в 1932 г. одержавшей победу на выборах на в Швеции социал-демократической партии. Министр финансов Эрнст Вигфорсс (1881-1977) воплотил в проекте бюджета на 1933 г. идеи активного вмешательства государства в экономику для выхода из депрессии, а Мюрдаль представил теоретическое обоснование антициклической финансовой политики. Швеция стала первой в мире страной, вставшей на путь активной макроэкономической стабилизации.

В дальнейшем в Стокгольме был создан Конъюнктурный институт (1944), который возглавил Эрик Лундберг, автор таких работ, как «Теория экономической экспансии»(1937), «Конъюнктура и экономическая политикам 1953) и др.

Лундберг придавал главное значение кредитно-денежной политике, особенно воздействию на ставку процента в переломных точках цикла. Примечательно, что Лундберг, занятый обоснованием политики стабилизации конъюнктуры, выступал против выдвинутой экономистами Центрального объединения профсоюзов Швеции Гестой Реном и Рудольфом Мейднером стратегии борьбы против безработицы и инфляции. Модель Рена - Мейднера, поддержанная новым министром финансов Гуннаром Стрэнгом, включала четыре главных элемента: 1) жесткую финансовую политику для сдерживания предельной прибыли и инфляционного давления; 2) селективные мероприятия по поддержанию занятости там, где сдерживание инфляции порождает тенденцию к безработице; 3) политику солидарной заработной платы, то есть равной оплаты за равный труд; 4) содействие мобильности рабочей силы, облегчение перехода на новые рабочие места.

Активная политика на рынке труда, выразившаяся в обширной программе переподготовки рабочей силы и других мероприятиях, стала ядром экономической политики в шведской модели «государства всеобщего благосостояния» - «народного дома». Но Э. Лундберг указывал, что долгосрочная политика ограничения прибылей, предполагаемая моделью Рена - Мейднера, подрывает стимулы частных инвестиций.

Критику в отношении социал-демократической модели «народного дома» высказывал и Б. Улин, долгие годы бывший председателем Народной партии. Он критиковал правительства социал-демократов за поощрение коллективных форм предпринимательства, отстаивал «конкуренцию на равных условиях».

Дискуссии между профсоюзными экономистами и Стокгольмской школой обострились в 1970-е гг., когда Б. Улин и директор Стокгольмского института мировой экономики А. Линдбек подвергли критике идею Р. Мейднера о перераспределении экономической власти через «фонды трудящихся», а социал-демократ В. Бергстрем обвинил политэкономов в том, что они были противниками рабочего движения. Споры вокруг «шведской модели» продолжаются, но за Стокгольмской школой останется видное место среди экономических учений XX в.

 

2009-05-18 01:46:42 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930