Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История экономических учений. Ч. 2

1. РАЗВИТИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА

1.1. Предмет и метод неоклассической теории

«Маржиналистская революция» заложила основы новой экономической теории, которую стали называть «неоклассической». В ее основу легли пять исходных постулатов: 1) законы «чистой экономики» как экономики свободной конкуренции универсальны; 2) индивид действует как гедонист-оптимизатор; исходя из рационального просчитанного стремления к своему интересу; 3) ценность определяется предельной полезностью, и цена на рынке зависит от интенсивности той последней потребности, которая должна быть удовлетворена; 4) ценность производительных благ обусловлена ценностью предметов потребления, и доходы подчинены общему закону цен, представляя собой цены факторов производства; 5) происходит автоматическое уравнивание предложения и спроса, цены продукта с факторами его производства; достигается оптимальное распределение экономических ресурсов. Два первых и последний из перечисленных пунктов - общие с классической политэкономией в том виде, как она была представлена в работах А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя и Ст. Милля; два других - новизна теоретиков-маржиналистов, закрепившихся на «университетских высотах» экономической науки. Изучение экономической теории стало теперь ориентироваться на систематизированные трактаты маржи нал и сто в: «Распределение богатства» Дж.Б. Кларка, «Руководство по политической экономии» В. Парето, «Теорию общественного хозяйства» Ф. Визера и в особенности «Принципы экономике» А.Маршалла, которые с 1890 г. до смерти автора в 1924 г. издавались восемь раз.

За первую треть XX в. неоклассическая теория успела освоить немало новых «территорий» - как в смысле проникновения в новые страны и научные центры, так и смысле охвата новых проблем. Она развивалась преимущественно как микроэкономика и претендовала на описание механизмов, действующих во всех экономических системах (методологический универсализм), и фокусируя свое внимание на индивидуалистическом поведении на рынке отдельных потребителей и фирм (методологический индивидуализм).

Наиболее сжатое определение предмета неоклассической теории было дано в 1935 г. английским экономистом Лайонелом Роббинсом(1898-1984): «Наука, изучающая формы человеческого поведения с точки зрения соотношения между целями частной выгоды и ограниченными, но допускающими различное применение, ресурсами». Давая такое определение, Роббинс основывался прежде всего на австрийской традиции и отвергал подход А.Маршалла, Дж.Б.Кларка и В.Парето к определению предмета экономической науки как материальных причин благосостояния. В то же время, именно благодаря перечисленным экономистам, и в первую очередь - систематизатору Маршаллу - выкристаллизовались главные разделы неоклассической микроэкономики: 1) теория потребительского поведения и спроса; 2) теория предложения с позиций отдельной фирмы, выбора ею ассортимента производимых благ и динамики ее издержек в тех или иных рыночных условиях; 3) теория ценообразования; 4) теория распределения по факторам производства. Развитие этих разделов выводило на проблемы сомнительного совершенства конкуренции, внешних эффектов, капитала и процента, влияния денег. В свою очередь, осмысление названных проблем сопровождалось накоплением критического потенциала для прорыва из неоклассической микроэкономики в макроэкономику, осуществленного в «Общей теория занятости, процента и денег» (1936) Дж.М. Кейнсом, вышедшим из Кембриджской школы, основанной Маршаллом и занявшей ведущее место в маржиналистском экономическом анализе.

1.2. Экономическая теория благосостояния

Преемник Маршалла на кафедре политической экономии Кембриджского университета Артур Сесил Пигу (1877-1959) осуществил специальную разработку экономической теории благосостояния. В книге «Богатство и благосостояние (1912) Пигу признал несовершенства рыночного механизма, связанные с наличием в экономике монополий, нарушающих свободу конкуренции, и с расхождением между частными выгодами, издержками отдельных лиц и общественной выгодой и издержками, выпадающими на долю каждого. Так, деятельность предпринимателя, обеспечивая ему частный чистый продукт, может расходиться с интересами других и уменьшать общественный чистый продукт не учитываемыми в частных затратах отрицательными внешними эффектами (например, нанесением ущерба среде обитания), разбазариванием природных ресурсов и рабочей силы.

Кроме того, возникновение с развитием крупного производства монополий позволяет устанавливать контроль над рынком, повышать цены и снижать инвестиции, уменьшая тем самым «национальный дивиденд». Наконец, когда распределение богатства очень неравномерно, экономические блага приобретаются главным образом богатыми, которые используют их для удовлетворения уже во многом удовлетворенных и, следовательно, более слабых по интенсивности потребностей. Большая разница в доходах создает возможность для удовлетворения прихотливых возможностей одних, в то время как настоятельные потребности других остаются неудовлетворенными.

Таким образом, Пигу пришел к выводу о том, что частные экономические решения в их совокупности не обеспечивают оптимума общественного благосостояния. Руководствуясь утилитаристским идеалом Бентама - законодательная деятельность как средство «максимизации счастья наибольшего количества людей», Пигу признал необходимость государственного вмешательства в экономику для увеличения размеров и более равномерного распределения «национального дивиденда», которое позволило бы удовлетворить более сильные по своей интенсивности, совсем неудовлетворенные потребности бедных. Но Пигу считал допустимыми лишь такие меры государственного вмешательства, которые сохраняют частную собственность и свободу предпринимательства.

Пигу рассматривал две формы государственного вмешательства в экономику: косвенную и прямую. Косвенная форма - это корректирующие налоги, уменьшающие отрицательные внешние эффекты и препятствующие мотовству и нищете. «Когда же корыстный интерес проявляется в форме не простой конкуренции, а монополии, меры фискального характера, очевидно, перестают быть эффективными», требуется «нейтрализация» монополистической власти прямым государственным вмешательством в отрасли, наиболее подверженные ее воздействию (например, железные дороги), - в форме непосредственного контроля над ценами и тарифами, дополняемого (при определенных условиях) контролем за выпуском продукции. Не исключал Пигу и возможность прямых государственных инвестиций в интересах справедливого распределения национальных ресурсов между различными сферами деятельности.

 

2009-05-18 01:46:42 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
2627282930