Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Проблемы теории государства и права

Во-вторых, государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Механизм государства является материальным выражением государственной власти. Через целую систему своих органов и учреждений государство осуществляет непосредственное руководство обществом, закрепляет и реализует определенный режим политической власти, защищает неприкосновенность своих границ.

Разнообразные по своему строению и задачам части государственного механизма объединяются общим назначением: обеспечивать охрану и соответствующее праву функционирование общества и его членов. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. Особое место в механизме государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе и карательные функции: армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.

Механизм государства не является постоянной величиной. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи. Однако эти изменения и различия не исключают общих элементов, которые присущи механизму всякого государства.

В - третьих, государство организует общественную жизнь на правовых началах. Правовые формы организации жизни общества присущи именно государству. Без права, законодательства, государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях проводит в жизнь требования правовых норм с помощью своих специальных органов (судов, администрации и других).

В - четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Этим оно отличается от других политических образований общества.

Суверенитет государства - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права.

Суверенитет - собирательный признак государства. Он концентрирует все наиболее существенные черты государственной организации общества. Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем:

в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

в прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;

в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни. В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, не может быть суверенитетом одной лишь нации.

Таковы наиболее общие признаки государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. Сами по себе признаки еще не дают полного представления о сущности и социальном назначении государства в его историческом развитии. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, с ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство. Его общие признаки, в принципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более рациональным содержанием. Обогащается сущность государства, отмирают отжившие и появляются более прогрессивные функции и формы его деятельности, соответствующие объективным потребностям общественного развития.

Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства - значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить почему общество не может существовать и развиваться без государства.

Наиболее важной, качественно постоянной чертой государства является то, что оно во всех своих разновидностях всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. В научном и практическом смысле всякая власть есть управление. Государственная же власть - это особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями еще и правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Действительно, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев. Хотя в какой-то степени оно охраняло интересы и всех свободных граждан. Феодальное государство - это орган политической власти прежде всего феодалов, а также других богатых сословий (купцов, ремесленников, священнослужителей). Капиталистическое государство на первых (классических) этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии.

Анализ определенных экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил дать «универсальное» определение сущности государства, охватывающее все исторические типы государств, в том числе и современные.

Особенность исторических типов государств, предшествующих современности, состоит в том, что они в основном выражали экономические интересы меньшинства (рабовладельцев, феодалов, капиталистов).

Таким образом, в силу объективных причин государство превращается преимущественно в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.

Частная собственность, ставшая объективным фактором возникновения государства, является и постоянным спутником в процессе его развития. По мере усовершенствования общественной жизни становятся разнообразнее и формы собственности, в том числе и частной. Собственность меньшинства постепенно превращается в собственность большинства. В результате революционных и эволюционных преобразований отношений собственности изменяется и социально-экономическая сущность государства, его цели и задачи. С формированием государственной, коллективной, акционерной, кооперативной, фермерской, индивидуальной и других форм собственности начала приобретать новые качественные черты и частная собственность, то есть собственность индивида.

Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Можно говорить о социальном назначении государства вообще, отвлекаясь от тех исторически преходящих задач, которые оно решало на том или ином этапе развития общества. Попытки определить социальное предназначение государства на историческую перспективу предпринимались мыслителями различных эпох и различных научных направлений. Так, Платон и Аристотель считали, что назначением всякого государства является утверждение нравственности. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель. Представители договорной теории происхождения государства в его существовании видели общее благо (Гроций); общую безопасность (Гоббс); общую свободу (Руссо). Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свободы человека

Итак, взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Вместе с тем на содержание деятельности государства в отдельные исторические периоды существенное влияние оказывают и субъективные факторы. К ним относятся, прежде всего, истинность определенной теории, ее универсальность, способность предвидеть историческую перспективу, возможные изменения общественной жизни, ее реализация в практике государственного строительства.

Будучи по-прежнему главной управляющей системой общества, государство начинает все более превращаться в орган преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда.

Существенно изменяется роль государства и на международной арене, его внешняя деятельность, требующая взаимных уступок, компромиссов, разумных договоренностей с другими государствами.

Все это дает основание охарактеризовать современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правовое государство {по форме).

 

2009-05-18 01:40:56 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26                                                
Яндекс.Метрика