Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Проблемы теории государства и права

6. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей.

Различаются следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права (особая форма их реализации).

1) Осуществление (использование) прав выражается в реализации возможностей, которые предоставляются участникам общественных отношений нормами права. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и др. Особенность данной формы реализации состоит в том, что участники общественных отношений могут совершать действия, которые дозволены нормами права.

2) Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права. Например, обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам.

3) Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, запрещенных юридическими нормами. Суть этой формы реализации норм права состоит в несовершении действий, которые наносят вред обществу, государству, личности.

Указанные формы реализации правовых норм считаются непосредственными, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений.

7. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания этих норм.

Толкование призвано обеспечить полную и всестороннюю реализацию норм права в деятельности исполнительных органов, органов суда, прокуратуры при осуществлении гражданами и организациями своих юридических прав и обязанностей.

Толкование норм права имеет два направления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»).

Рассмотрим основные приемы толкования-уяснения содержания правовых норм.

1) Грамматическое толкование выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста. При таком толковании нужно выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция, санкция правовой нормы. При грамматическом толковании правовой нормы необходимо специально остановиться на выяснении значения отдельных терминов.

В нормативно-правовых актах широко используются специальные термины из разных отраслей техники, науки, искусства. Для правильного их уяснения необходимо обращение к соответствующим справочникам, словарям и к помощи специалистов.

2) Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами. Если данная норма находится в подзаконном акте, то необходимо убедиться, что она соответствует закону или другим актам, имеющим большую юридическую силу.

Систематическое толкование имеет особо важное значение для органов, применяющих нормы права.

3) Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историко-политическом уяснении следует глубоко изучить социальное назначение и цели правовой нормы, а также конкретные условия ее принятия. Такой подход позволяет раскрыть социально-политический смысл нормы, ее сущность и нравственное содержание.

При уяснении правовых норм следует использовать все указанные приемы. Только их совместное применение способствует точному и правильному пониманию смысла толкуемой нормы права.

8. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система права - это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. С одной стороны, нормы права - это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь в случае объективного отражения потребностей общественной жизни. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно, отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права.

Система законодательства строится по иному принципу. В ее формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью правовой практики, необходимостью учитывать изменяющиеся формы человеческого общения.

Законодатель должен учитывать объективные потребности общественной жизни в своей субъективной правотворческой деятельности, однако не волен изменять содержание правовых норм, регулирующих определенный отраслевой вид общественных отношений.

Таковы общие предпосылки соотношения системы права и системы законодательства.

Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Источники права соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве правовые нормы и их различные структурные образования получают свое реальное выражение и внешнее проявление. В этом смысле система прав и система законодательства совпадают.

Система законодательства включает в себя следующие основные виды отраслей законодательства:

1) отраслевое законодательство содержит нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений, являющийся предметом одной отрасли права (например, земельное, семейное);

2) внутриотраслевое законодательство выражает нормы подотрасли или института права, которые регулируют разновидность отраслевых общественных отношений (авторское законодательство в составе отрасли гражданского законодательства);

3) комплексное законодательство включает нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие относительно самостоятельную сферу общественной жизни (хозяйственное, транспортное, военное законодательство).

Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они вместе с тем обладают известным единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности.

 

2009-05-18 01:40:56 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
26