Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

6.3. Развитие права

Финансовое право. Огромные военные расходы, необходимые, но по своей природе непроизводительные, с неизбежностью вызвали масштабную эмиссию денег, а следовательно, и инфляцию. Наряду с другими обстоятельствами это обусловило проведение в 1947 г. денежной реформы. Она была проведена путем деноминации, то есть замены прежних денег на новые с изменением их номинала. Один новый рубль обменивался на 10 старых. Вклады в сберкасссах пересчитывались по льготному курсу: до 3 тыс. руб. перерасчет производился по курсу один к одному, до 10 тыс. - 3 старых рубля за 2 новых, свыше 10 тыс. - 2 за 1. Облигации всех прежних займов обменивались на новые из расчета по номиналу 3 к 1.

Хотя номинальная заработная плата осталась на прежнем уровне, цены в государственной торговле в связи с отменой карточной системы заметно выросли. Это означало снижение реальной зарплаты. Поэтому для низкооплачиваемых рабочих и служащих, студентов и аспирантов была сделана надбавка к зарплате и стипендиям, названная в народе «хлебной надбавкой».

Гражданское и хозяйственное право. В послевоенные годы договор как средство правового оформления хозяйственных связей в обобществленном секторе вновь получает широкое распространение. Наряду с системой генеральных и локальных договоров в некоторых отраслях народного хозяйства, в частности, в торговле, применялись и прямые договоры. Развернулась борьба с бездоговорными поставками.

26 августа 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издает указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», а Совет Министров СССР принимает соответствующие постановления. На основании этих нормативных актов граждане имели право построить или купить на праве личной собственности один жилой дом в один или два этажа с числом комнат от одной до пяти включительно, общей площадью, не превышающей 60 м2. Исполкомы местных Советов обязывали отводить земельные участки под строительство.

Трудовое право. С окончанием войны (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 г.) восстанавливались очередные и дополнительные отпуска, отменялись сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан.

Восстанавливалась также система коллективных договоров на предприятиях (февраль 1947 г.). Колдоговоры касались выполнения и перевыполнения государственных планов, материально-бытовых условий жизни трудящихся и культурного обслуживания, укрепления трудовой дисциплины и т. д. В учреждениях в отличие от довоенного времени коллективные договоры теперь не заключались. В соответствии с четвертым пятилетним планом был решен вопрос о привлечении кадров для промышленности, строительства и других отраслей народного хозяйства через систему организованного набора рабочей силы на основе договоров с колхозами и колхозниками. За 1946-1950 гг. таким способом было привлечено около 5,5 млн. рабочих.

Демобилизованных из армии и флота к сентябрю 1945 г. насчитывалось 3,3 млн. В 1948 г., когда демобилизация в основном была завершена, их было 8 млн. человек. В соответствии с законом, принятым 23 июня 1945 г., местные органы Советской власти, а также руководители предприятий и учреждений обязывались в месячный срок предоставить демобилизованным работу с учетом их специальности. Советы сельской местности и правления колхозов должны были помогать им в налаживании хозяйства.

Колхозное право. После войны сельское хозяйство находилось в особенно тяжелом положении. К разрушениям, вызванным войной, прибавились последствия сильной засухи 1946 г. на значительной территории европейской части СССР.

19 сентября 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», в котором вскрывались серьезные недостатки в колхозном строительстве. На основе этого Постановления была проведена работа по организационно-хозяйственному укреплению колхозов. За период с 1946 по 1948 г. колхозам было возвращено 6 млн. га земли, 250 тыс. голов скота и значительное количество другого имущества, растащенного как руководителями, так и самими колхозниками. Этим же Постановлением для наблюдения за выполнением Устава сельскохозяйственной артели был учрежден Совет по делам колхозов при Правительстве Союза ССР.

В 1950 г. было решено провести укрупнение колхозов. Но укрупнение приводило порой к громоздкости артели, затрудняло управление ею, возникало дальноземелье, постепенно умирали мелкие селения, находившиеся вдали от центральной усадьбы.

Несмотря на все эти мероприятия, сколько-нибудь существенных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не произошло; деревня по-прежнему не могла обеспечить город всем необходимым в достаточном объеме.

Уголовное право. В этой отрасли после войны наметилась линия на усиление уголовной репрессии. Правда, по окончании войны с Германией была проведена довольно широкая амнистия, а в 1947 г. была даже отменена смертная казнь. Однако эта отмена продержалась недолго - уже в 1950 г. по важнейшим государственным преступлениям (измена Родине, шпионаж, диверсии) смертная казнь была восстановлена.

Президиум Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г. издал Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайный, за утрату документов, содержащих государственную тайну», по которому предусматривалось также более высокое, чем прежде, наказание. Днем ранее Совет Министров СССР принял Постановление, содержавшее перечень сведений, представляющих собой государственную тайну.

Государство усилило борьбу с имущественными преступлениями. 4 июня 1947 г. были приняты два указа Президиума Верховного Совета СССР о хищении государственного, общественного и личного имущества. В первом из них кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества карались заключением в исправительно-трудовой лагерь на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой; при квалифицирующих признаках лишение свободы повышалось до 25 лет. За хищение общественного имущества сроки лишения свободы были несколько меньше, но верхний предел их достигал 20 лет. По Указу устанавливалась ответственность даже за недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении государственного или общественного имущества.

Второй Указ усиливал ответственность за хищение личной собственности граждан, доводя санкцию в наиболее тяжких случаях (разбой) до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Недонесение о разбое также каралось.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика