Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

6. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛИНСКОЙ ДИКТАТУРЫ (1945-1953 гг.)

6.1. Внешнеполитическая деятельность Советского государства

Внешнеполитическая деятельность Советского государства в послевоенные годы осуществлялась в условиях резкого изменения соотношения сил на международной арене. Возникла новая система государств, социалистический лагерь, состоявший в тот период из 13 стран. Быстро шел процесс распада колониальной системы. Если до войны СССР имел дипломатические отношения с 26 государствами, к концу войны - уже с 52, а за период с 1945 по 1953 год были установлены дипломатические отношения еще с 21 государством. СССР стал такой могучей силой, без которой нельзя было решать ни одну из проблем мировой политики.

Черчилль в речи в Фултоне (США) в 1946 г. заявил, что СССР и международное коммунистическое движение угрожают капиталистическим странам. Это послужило сигналом к началу так называемой «холодной войны». В 1948 г. был образован Западный союз, а в 1949 - Организация Североатлантического договора (НАТО).

Еще в августе 1945 г. было подписано соглашение между правительствами СССР, США, Англии и Франции о судебном преследовании и наказании главных военных преступников и принят устав Международного военного трибунала. В 1946 г. СССР участвовал в создании аналогичного устава Международного военного трибунала на Дальнем Востоке для наказания главных японских военных преступников.

Возникновение после Второй мировой войны в Европе и Азии большой группы государств, которые стали называться странами народной демократии, привело к развитию сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. СССР оказывал социалистическим странам помощь в восстановлении экономики. Важное значение в восстановлении экономики, строительстве социализма, обороне имели договоры СССР с социалистическими государствами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Такие договоры были заключены с Монголией (февраль 1946 г.), Болгарией (март 1948 г.) и другими государствами. Эти договоры заключались на срок от 20 до 30 лет с возможностью их последующего продления.

В целях координации усилий социалистических стран в развитии народного хозяйства, согласования народно-хозяйственных планов, интеграции социалистической экономики, постепенного сближения и выравнивания уровней экономического развития в январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в который вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия. Затем членами СЭВ стали Албания (февраль 1949 г.) и ГДР (сентябрь 1950 г.).

Вместе с тем во взаимоотношениях СССР с социалистическими странами не все шло гладко. Так, в результате того, что руководство Югославии стало проводить более независимую от СССР политику и отошло от принципов, диктуемых советским руководством, в 1948 г. между СССР и Югославией были разорваны дипломатические отношения, и Югославия была отлучена от лагеря социализма.

США, располагая первоначально монополией на атомное оружие, имели план развязывания атомной войны против СССР уже в ноябре 1945 г. В этих условиях Советское государство уделяло большое внимание совершенствованию своих Вооруженных Сил. В 1949 г. в СССР был произведен экспериментальный взрыв атомного устройства, а в августе 1953 г. была испытана водородная бомба. Постоянное внимание Советское государство уделяло развитию оборонной промышленности. Непрерывно улучшались кадры Вооруженных Сил.

6.2. Изменения в государственном аппарате

Представительные органы власти. После войны, в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год - в Верховные Советы союзных и автономных республик. Для депутатов Верховного Совета СССР возрастной ценз был повышен до 23 лет. Депутатами Верховных Советов союзных и автономных республик могли избираться граждане, достигшие 21 года. В декабре 1947 г., в январе - феврале 1948 г. прошли выборы в местные Советы.

Верховный Совет СССР в первые послевоенные годы собирался чаще, чем во время войны, но все же реже, чем это было предусмотрено Конституцией (2 раза в год). За период с 1946 по 1954 г. Верховный Совет СССР созывался лишь 9 раз. Ограничен был круг вопросов, им рассматриваемых. По существу он сводился к внесению изменений в Конституцию, утверждению народнохозяйственных планов, государственного бюджета, указов Президиума Верховного Совета.

25 февраля 1947 г. Совет Национальностей Верховного Совета СССР утвердил Положение о комиссии законодательных предположений Совета Национальностей. В тот же день аналогичное положение утвердил Совет Союза. Эти комиссии имели своей задачей предварительное рассмотрение и подготовку законопроектов, вносившихся на утверждение Верховного Совета СССР.

Органы государственного управления. Сразу по окончании войны были упразднены чрезвычайные органы, вызванные к жизни потребностями военного времени. Функции ГКО перешли к СНК. Военно-промышленные наркоматы были преобразованы в органы управления мирными отраслями производства.

В марте 1946 г. Верховный Совет Союза принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов - в министерства. На самом деле это было не преобразование, а переименование.

Поиски более совершенной организации управления народным хозяйством породили тенденцию к разукрупнению ведомств, созданию новых отраслевых органов. В феврале 1947 г. насчитывалось уже 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства. В 1948-1949 гг. началось их объединение. В результате к марту 1949 г. их количество уменьшилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских.

Попытки совершенствования системы органов государственного управления проводились не только за счет количественных изменений, но и путем перераспределения компетенции между органами.

Судебные органы. После окончания войны в местностях, где ранее объявлялось военное положение, восстанавливалась обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. Военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были восстановлены транспортные коллегии Верховного суда СССР.

В соответствии с Конституцией и Законом о судоустройстве состоялись выборы в народные суды. Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 сентября 1948 г. был установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г. установил ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судов.

Вооруженные Силы. С окончанием войны прекратила свое существование Ставка Верховного Главнокомандования. Военное командование утратило право награждения военнослужащих орденами и медалями. С 1946 г. Красная Армия стала именоваться Советской Армией. Управление всеми Вооруженными Силами стало осуществляться одним ведомством. Народный комиссариат военно-морского флота был упразднен.

Опыт прошедшей войны, новое вооружение и боевая техника оказали существенное влияние на организационные формы Вооруженных Сил СССР. Они в те годы состояли из следующих видов: сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот, войска ПВО страны (с 1948 г.), воздушно-десантные войска (с 1946 г.) во главе со своими главнокомандующими.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика