Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

5. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

5.1. Война и перестройка государственного механизма

22 июня 1941 г. нацистская Германия напала на СССР. Были потеряны громадные территории, под оккупацией оказались миллионы советских людей, в боях погибли или попали в плен сотни тысяч красноармейцев и командиров Красной Армии. Тем не менее Гитлеру не удалось осуществить свой план молниеносного разгрома Советского Союза за 6-8 недель.

В ходе войны советское государство подверглось суровым испытаниям. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена программа мероприятий по борьбе с фашистском агрессором. В новой обстановке была проведена перестройка государственного аппарата на военный лад. Усилилась роль центральных органов власти и управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

Органы власти и управления. В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственной власти и управления СССР и вместе с тем были созданы чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО).

Война внесла свои коррективы в организацию и порядок работы государственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. В силу военной обстановки нарушались и сроки созыва сессий Советов. К 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. За годы войны сессии Верховного Совета СССР созывались 3 раза (июнь 1942 г., февраль 1944 г., апрель 1945 г.).

Ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без дополнительных выборов, путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советов. Такая практика имела наиболее широкое применение на освобожденной от врага территории. По существу практика выборов Советов была заменена системой назначений.

В деятельности Советов депутатов на первый план выдвинулись задачи организации защиты Родины. Органы власти проводили мобилизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в материальном снабжении войск, занимались оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной. Исполкомы Советов участвовали в военной перестройке народного хозяйства. В обстановке войны на них лежало и обеспечение необходимых условий жизни и труда для населения.

Значительно усилилась деятельность Совета Народных Комиссаров СССР. Многие наиболее важные вопросы, особенно военно-хозяйственные, решались совместно аппаратами ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. Повышенное внимание Совнарком уделял новому порядку руководства военной экономикой.

Быстро меняющаяся обстановка на фронтах, потребность в принятии оперативных и гибких решений повысили значение текущего планирования. Квартальные, месячные и даже декадные хозяйственные планы стали основной формой планирования в военное время. Перевод экономики на военные рельсы завершился к концу 1942 г., а затем начался этап общего подъема военного производства.

Правительство осуществило ряд чрезвычайных мер по более эффективному использованию в народном хозяйстве всех наличных кадров и изысканию дополнительных резервов. Совнаркомам союзных республик и краевым (областным) исполкомам было предоставлено право оперативно маневрировать рабочей силой в целях увеличения объемов военного производства.

Высшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня 1941 г. В его руках была сосредоточена вся полнота власти в государстве. Никогда еще в стране не было органа с такими неограниченными полномочиями. Постановления ГКО имели силу законов.

В 1941-1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы - городские комитеты обороны, объединявшие партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов были первые секретари обкомов или горкомов партии, членами - руководители местных советских и военных органов.

В годы войны для решения конкретных задач создавались и узкоспециальные чрезвычайные органы. Таким органом, например, являлась Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

На организации государственного управления в годы войны сказывалось и введение в тех или иных районах страны специальных режимов, и прежде всего в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении». Дополнительными указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение (особый правовой режим, устанавливаемый при чрезвычайной обстановке и характеризующийся введением в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства) вводилось в большинстве союзных республик, АССР по всей европейской части СССР, в Грузинской ССР и ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей. Военное положение было введено также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте.

Военное положение на транспорте означало прежде всего введение воинской дисциплины в системе транспортных ведомств. Рабочие и служащие транспорта наравне с военнослужащими несли дисциплинарную и уголовную ответственность за совершенные проступки и преступления.

В исключительных случаях вводилось и осадное положение. Его объявили в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и районах прифронтовой полосы. Осадное положение характеризовалось по сравнению с военным еще более жесткой регламентацией режима (комендантский час, воздушные тревоги и т.д.). Нарушителей порядка в условиях осадного положения могли привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военному трибуналу. Провокаторы, шпионы, агенты врага, призывавшие к нарушению порядка, расстреливались на месте.

В районах, областях и республиках, занятых врагом, сохранялись или создавались подпольные партийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское движение.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика