Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

3.3. Создание Союза Советских Социалистических Республик

Развитие федеративных отношений между советскими республиками, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовили образование Союза Советских Социалистических Республик. Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы: угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики.

Новая форма государственного единства была найдена не сразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали, что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республиками должен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и даже путем превращения всей Советской страны в унитарное государство. Высказывалась и такая точка зрения: выделить из РСФСР все автономные республики и дать им права союзных. Некоторые республиканские работники предлагали объединить советские республики в конфедерацию,

Проект «автономизации». 11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и принят проект, разработанный И.В. Сталиным, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик. Это был известный проект «автономизации».

Проект вызвал возражения в партийных органах некоторых республик. Материалы обсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Ленина членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Республики, по мысли В. И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение об объединении советских республик на основе ленинских принципов.

В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии, на которых были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.

I съезд Советов Союза ССР. 30 декабря 1922 г. в Москве открылся I съезд Советов Союза ССР. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР и решил передать их на дополнительное рассмотрение ЦИК союзных республик.

Декларация провозглашала образование СССР. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные принципы взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза.

В договоре предусматривались широкие права Союза. К его компетенции были отнесены внешняя политика, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства, отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы.

В договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его может производиться исключительно Съездом Советов Союза, т. е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования договора в тексте не содержалось.

3.4. Первая Конституция Союза и конституции союзных республик

Основной закон СССР. Создание Советского Союза завершилось принятием Конституции. 24 февраля 1923 г. ЦК РКП (б) создал комиссию по выработке проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 г. ЦИК Союза утвердил проект Конституции и ввел ее в действие. Вместе с тем ЦИК решил внести текст Конституции на утверждение II съезда Советов СССР (январь 1924 г.).

Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства. Советский Союз был конституирован как федеративное государство. Но нельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся в России, и новой формой федеративного объединения, каким явился Советский Союз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, то СССР - как союзное государство. В союзном государстве носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности. Этим ленинская идея отличалась как от концепции конфедерации, так и от концепции автономизации.

Закон не оговаривает специально суверенность Советского Союза, полагая ее очевидной. Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза, выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела.

Конституция отнесла к компетенции Союза организацию и руководство вооруженными силами, объявление войны и заключение мира. Подробно перечислялись права Союза ССР в сфере международных отношений - политических и экономических.

В ведении Союза находилось представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ, заключение договоров о приеме в Союз новых республик, получение внешних займов, ратификация международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством. Хозяйственное объединение республик отличалось от военного и дипломатического. Если в сфере военной и внешних сношений республики передали Союзу все свои права, то в области экономической этого не произошло.

Основной закон относил к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Основной закон содержал специальную главу, трактующую суверенные права республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов была построена так, чтобы оградить независимость последних. Права союзного государства были перечислены исчерпывающе. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничивались, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству.

Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Это являлось развитием идеи, отраженной еще в Конституции Российской Федерации, допускавшей выход из нее тех или иных территорий.

Исходя из важности права выхода Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена не в общем порядке, а лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.

Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза.

Система государственных органов, предусмотренная Основным законом Союза, также исходила из идеи максимального сочетания интересов союзного государства в целом с интересами каждого его члена.

Конституции союзных и автономных республик. Конституция СССР признавала за союзными республиками право иметь свои основные законы. Совершенствование Основных законов союзных республик на практике вылилось в создание новых Основных законов. Первой приняла новую Конституцию Закавказская Федерация в апреле 1925 г. В том же году приняла новую Конституцию Российская Федерация. В 1927 г. была принята новая Конституция Белоруссии.

В Украинской ССР сначала была принята новая, измененная редакция старого Основного закона, а потом уже создан новый текст. Окончательный текст новой Конституции 15 мая 1929 г. был единогласно утвержден XI Всеукраинским съездом Советов.

Конституции союзных республик полностью соответствовали Основному закону Союза ССР. Вместе с тем между Основным законом Союза и конституциями республик существовало своеобразное «разделение труда»: первый был посвящен в основном проблеме организации союзного государства и его соотношению с членами Союза, вторые касались всех остальных конституционных вопросов -общественного строя, формы государственного единства, государственного механизма каждой республики, избирательного права, правового статуса граждан.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика