Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

3. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД НЭПА. ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (1921-1928 гг.)

3.1. Окончание гражданской войны и новая экономическая политика

К началу 1921 г. гражданская война на территории бывшей Российской империи в основном закончилась, лишь кое-где на окраинах до 1922 г. шли бои.

Переход к миру поставил новые задачи. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развития производства. Очень сложной была и политическая обстановка в стране. Крестьянство, до поры до времени терпевшее продразверстку, теперь, когда угроза возвращения помещиков отпала, перестало с ней мириться. Грозным предупреждением властям стало Тамбовское восстание. На его подавление была брошена регулярная армия.

Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов руководства. Об этом шла речь на X съезде РКП(б).Основным звеном новой экономической политики явился переход от продразверстки к продналогу. Государство теперь стало забирать лишь часть произведенной крестьянином продукции. Переход к продналогу означал возвращение к рыночным отношениям в экономике, прежде всего в сельском хозяйстве.

К рыночным отношениям перешли и в промышленности. Часть ее была денационализирована или передана в аренду частным владельцам, в том числе иностранному капиталу, на основе концессий. Большая же часть, оставаясь государственной, была переведена на хозрасчет.

Нэп позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше. Длительное сосуществование капитализма и социализма считалось невозможным.

После смерти Ленина в январе 1924 г. руководство партии постепенно пошло по линии свертывания нэпа. Потребности в хлебе увеличились, потому что в 1925 г. был взят курс на индустриализацию страны, а значит, росло городское население. Кроме того, нужна была валюта для приобретения машин за границей, которую традиционно давала продажа хлеба. В силу всего этого на внутреннем хлебном рынке возник дефицит. Промышленность в погоне за рентабельностью пыталась найти выход в повышении цен на свою продукцию. В результате крестьянин за свою работу получал все меньше и меньше.

Стал свертываться нэп и в промышленности. Политика индустриализации означала расширение и укрепление государственного сектора, который стал вытеснять сектор частный.

Таким образом, в конце 20-х годов назрели серьезные изменения в экономике страны, ее общественном строе. Страна оказалась на пороге коренной ломки общественных отношений.

3.2. Взаимоотношения советских республик в 1921-1922 гг.

X съезд РКП(б) (март 1921 г.) в резолюции «Об очередных задачах партии в национальном вопросе подчеркнул, что упрочение государственно-правовых связей советских республик - единственный путь избавления от империалистической кабалы и национального гнета. Развитие федеративных отношений между республиками вступило в новый этап. Сущность его заключалась прежде всего в изменении цели объединения. Если в период гражданской войны это была военная победа над врагом, то теперь на первый план выступила задача восстановления разрушенного народного хозяйства.

Переход к новому этапу в отношениях независимых республик не повлек коренных изменений в форме связей между ними. Объединение их высших органов власти завершалось в тех формах, которые складывались в предыдущие периоды, - путем участия представителей республик в работе высших органов власти РСФСР.

Окончание интервенции и гражданской войны утвердило новые формы взаимоотношений советских республик с зарубежными странами. Развитие внешних политических и экономических связей республик безотлагательно требовало их дальнейшего сплочения в сфере международных отношений.

В 1921 г. Россия, Украина и Белоруссия заключили мирный договор с Польшей. В марте 1921 г. РСФСР заключила договор о дружбе с Турцией, в котором непосредственно оговаривались права и интересы закавказских советских республик.

Вместе с дипломатическим сотрудничеством шло объединение усилий республик в организации внешней торговли. Союзные договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией и Азербайджаном и другие акты предусматривали объединение органов их внешней торговли. В 1922 г. при внешнеторговых операциях вводятся единые для всех советских республик ставки таможенных сборов. Одновременно устанавливалось, что между самими республиками не может быть никаких таможенных границ.

Вскоре всем советским республикам пришлось выступить единым фронтом на Генуэзской конференции. В январе - феврале 1922 г. союзные с РСФСР республики поручили своим полномочным представителям при Правительстве Советской России подписать протокол, доверяющий делегации РСФСР на Генуэзской конференции защиту их общих прав и интересов. Кроме пяти социалистических республик (УССР, БССР, Грузии, Азербайджана и Армении), указанный протокол подписали две народные республики - Хорезм и Бухара, а также Дальневосточная Республика.

Протокол зафиксировал, что объединение дипломатических усилий советских республик не ограничивается Генуэзской конференцией. РСФСР поручалось более широкое представительство интересов восьми республик в сфере экономической и политической.

Переход к миру означал расширение и углубление хозяйственных связей республик. Это проявилось прежде всего в установлении единого хозяйственного плана всех республик. Первым таким планом был план ГОЭЛРО (декабрь 1920 г.). Инициаторами принятия единого плана выступили сами национальные республики.

Появление единого хозяйственного плана обусловило дальнейшее объединение органов управления хозяйством. Общее управление хозяйством в независимых советских республиках осуществляли экономические совещания, работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР.

Российская Федерация все чаще принимала на себя заботу о развитии важнейших отраслей промышленности независимых советских республик. В 1921-1922 гг. в топливной, химической, металлургической и других отраслях промышленности Украины, Азербайджана, Белоруссии создаются объединения, подчиненные ВСНХ РСФСР. В 1922 г. завершилось объединение транспорта и связи, руководство морским, железнодорожным транспортом и связью сосредоточивается в соответствующих наркоматах РСФСР.

Характерным в это время было более четкое правовое закрепление единства бюджета, что влекло за собой и утверждение единой налоговой и денежной системы, дальнейшее объединение органов финансового управления.

Образование ЗСФСР. Своеобразную форму приняло объединение республик Закавказья. Между Азербайджаном, Арменией и Грузией существовали тесные исторически сложившиеся экономические связи, скудность их хозяйственных и финансовых ресурсов была особенно острой, а внешняя опасность, учитывая пограничное положение, - особенно сильной.

Первые шаги по пути создания Закавказской Федерации делаются еще весной 1921 г. В ноябре того же года Кавказское бюро ЦК РКП(б) приняло решение о необходимости создания федерации, которое было одобрено Политбюро ЦК РКП(б).

12 марта 1922 г. Полномочная конференция Центральных Исполнительных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии приняла Союзный договор об образовании Федеративного Союза Социалистических Республик Закавказья. В декабре 1922 г. Федеративный Союз был преобразован в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. I Закавказский съезд Советов принял Конституцию ЗСФСР.

Завершение становления Российской Федерации. В послевоенные годы завершается процесс становления Российской Федерации. К концу 1922 г. автономию получают все крупные и компактно проживающие народы России. Создаются Дагестанская, Горская, Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе Крымская АССР, возникают Черкесская, Ойротская, Коми, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области.

Образование новых и развитие ранее созданных автономных единиц требовали установления и уточнения их границ. Национально-территориальный принцип при определении границ автономных образований, который проводился уже во время гражданской войны, теперь осуществлялся с некоторыми поправками. Если прежде обращалось главное внимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенные той или иной народностью, то теперь большее значение придается экономической целостности автономных республик и областей. Проводится так называемое «округление», т. е. к прежнему национальному ядру присоединяются территории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но зато вкупе составляющие экономическое целое с этим ядром.

В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесь были окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собрание ДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органы Советский России включить территорию республики в состав РСФСР.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика