История государства и права России. Ч. 4
В годы гражданской войны дальнейшее развитие получили народные суды и революционные трибуналы. Перестройка судебной системы началась с принятия Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.). В 1920 г. было издано новое Положение, которое внесло новые изменения в область судоустройства и процесса. В конце гражданской войны осуществляется переход от коллегиального метода предварительного расследования к единоличному. Был введен институт следователей, избираемых местными Советами и подконтрольных им.
Положение 1918 г. вместо прежних многочисленных судебных органов вводило единый народный суд. В ведении народного суда сосредоточивалась основная масса дел. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие преступления, дела о которых рассматривались трибуналами.
Судом второй инстанции являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или аналогичной административной единицы.
Народные судьи избирались Советами. Заседателей утверждали исполкомы Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип.
Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы. Существовали три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные) революционные трибуналы, военно-революционные трибуналы (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные трибуналы (учреждены в марте 1920 г.). Кроме того, в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал по делам спекулянтов.
Правовой статус территориальных революционных трибуналов был определен Положением, изданным в апреле 1919 г. и заменившим ранее существовавшие нормативные акты о них. Основные принципы этого закона были развиты в новом Положении о революционных трибуналах, изданном в 1920 г.
Ревтрибуналы существовали в губернских и других крупных городах. Они состояли из председателя и двух постоянных членов. По Положению 1920 г. в состав каждого трибунала был введен представитель ЧК, избиравшийся Советами.
Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. Кассационный трибунал должен был добиваться единообразия в деятельности всех трибуналов, разрешать процессуальные и иные вопросы, встречающиеся в их практике.
При ВЦИК действовал также Верховный трибунал, учрежденный еще в 1918 г., который рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК.
Революционные военные трибуналы создавались при революционных военных советах армий, фронтов и при Реввоенсовете Республики. В их компетенцию входили в основном две категории дел: о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными, и о любых действиях в прифронтовой обстановке, направленных против Красной Армии.
Революционные военно-железнодорожные трибуналы организовывались при управлениях дорог и при Народном комиссариате путей сообщения. К их компетенции относились дела двоякого рода: о преступлениях работников железных дорог, связанных с нарушением работы транспорта, и о преступлениях всех граждан, если они угрожали работе транспорта.
Управление промышленностью. Хозяйственно-организаторской работой ведал, в первую очередь, Высший совет народного хозяйства. Его функции были сведены к управлению только промышленностью.
Если первоначально национализированные предприятия оказались преимущественно в ведении местных совнархозов, то теперь они переходят в непосредственное управление отраслевых органов - главков (главных управлений) и центров (центральных правлений) ВСНХ. Под контроль ВСНХ попали даже мелкие ремесленные и кустарные предприятия.
Метод руководства промышленностью в годы гражданской войны получил название «главкизма». Эта система не означала лишь подчинение предприятий главкам. Ее важнейшей особенностью было абсолютное лишение предприятий хозяйственной самостоятельности. Заводы и фабрики не имели собственных оборотных средств. Оборудование, материалы, топливо они получали в порядке административного распределения. В таком же порядке они сдавали производимую продукцию. Система главкизма могла быть только временной мерой. С окончанием войны эта система была упразднена.
Государственное руководство культурным строительством. В период интервенции и гражданской войны была проведена реформа школьного образования. Осенью 1918 г. ВЦИК принял Положение о единой трудовой школе. Деление учебных заведений на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные, ремесленные и другие училища, приспособленное к дореволюционному сословному строю, отменялось. Вместо этого создавалась единая трудовая школа, подразделявшаяся на две ступени. Отменялась плата за обучение, предусматривались бесплатное питание школьников, снабжение их одеждой, обувью, учебниками и т. д. Закон устанавливал принцип обязательности обучения детей, но учитывал, что в данный момент он не везде может осуществляться.
Важные изменения произошли в системе высшего образования. Государство открыло дорогу в вузы детям рабочих и крестьян. При вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки), демократизирована система преподавания.
Советское государство решительно взялось за ликвидацию неграмотности. В 1919 г. было решено обучить грамоте всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет. В 1920 г. был образован специальный орган - Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности; аналогичные комиссии создавались при местных Советах. Благодаря этому за один только 1920 г. было обучено грамоте, по неполным данным, около 3 млн. человек, а всего за первые 3 года Советской власти - около 7 млн.
Образование РКИ. В феврале 1920 г. ВЦИК утвердил Положение о Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции, в котором объединялись все прежние контрольные органы. Аппарат наркомата должен был состоять в большинстве своем не из штатных работников, а из рабочих и крестьян, привлекаемых на время для выполнения контрольных функций.
Закон предусматривал три основные формы участия рабочих и крестьян в деятельности РКИ: делегирование коллективами трудящихся своих представителей в органы РКИ, организацию ячеек содействия на предприятиях, в воинских частях, в волостях и селах, привлечение трудящихся к производству массовых обследований, проводимых РКИ.
2009-05-18 01:38:20 Учебники — вернуться к списку
← предыдущая страница следующая страница → |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 |