Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 4

В годы гражданской войны дальнейшее развитие получили народные суды и революционные трибуналы. Перестройка судебной системы началась с принятия Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.). В 1920 г. было издано новое Положение, которое внесло новые изменения в область судоустройства и процесса. В конце гражданской войны осуществляется переход от коллегиального метода предварительного расследования к единоличному. Был введен институт следователей, избираемых местными Советами и подконтрольных им.

Положение 1918 г. вместо прежних многочисленных судебных органов вводило единый народный суд. В ведении народного суда сосредоточивалась основная масса дел. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие преступления, дела о которых рассматривались трибуналами.

Судом второй инстанции являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или аналогичной административной единицы.

Народные судьи избирались Советами. Заседателей утверждали исполкомы Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. При подборе судебных кадров строго проводился классовый принцип.

Наряду с народными судами действовали революционные трибуналы. Существовали три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные) революционные трибуналы, военно-революционные трибуналы (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные трибуналы (учреждены в марте 1920 г.). Кроме того, в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал по делам спекулянтов.

Правовой статус территориальных революционных трибуналов был определен Положением, изданным в апреле 1919 г. и заменившим ранее существовавшие нормативные акты о них. Основные принципы этого закона были развиты в новом Положении о революционных трибуналах, изданном в 1920 г.

Ревтрибуналы существовали в губернских и других крупных городах. Они состояли из председателя и двух постоянных членов. По Положению 1920 г. в состав каждого трибунала был введен представитель ЧК, избиравшийся Советами.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. Кассационный трибунал должен был добиваться единообразия в деятельности всех трибуналов, разрешать процессуальные и иные вопросы, встречающиеся в их практике.

При ВЦИК действовал также Верховный трибунал, учрежденный еще в 1918 г., который рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК.

Революционные военные трибуналы создавались при революционных военных советах армий, фронтов и при Реввоенсовете Республики. В их компетенцию входили в основном две категории дел: о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными, и о любых действиях в прифронтовой обстановке, направленных против Красной Армии.

Революционные военно-железнодорожные трибуналы организовывались при управлениях дорог и при Народном комиссариате путей сообщения. К их компетенции относились дела двоякого рода: о преступлениях работников железных дорог, связанных с нарушением работы транспорта, и о преступлениях всех граждан, если они угрожали работе транспорта.

Управление промышленностью. Хозяйственно-организаторской работой ведал, в первую очередь, Высший совет народного хозяйства. Его функции были сведены к управлению только промышленностью.

Если первоначально национализированные предприятия оказались преимущественно в ведении местных совнархозов, то теперь они переходят в непосредственное управление отраслевых органов - главков (главных управлений) и центров (центральных правлений) ВСНХ. Под контроль ВСНХ попали даже мелкие ремесленные и кустарные предприятия.

Метод руководства промышленностью в годы гражданской войны получил название «главкизма». Эта система не означала лишь подчинение предприятий главкам. Ее важнейшей особенностью было абсолютное лишение предприятий хозяйственной самостоятельности. Заводы и фабрики не имели собственных оборотных средств. Оборудование, материалы, топливо они получали в порядке административного распределения. В таком же порядке они сдавали производимую продукцию. Система главкизма могла быть только временной мерой. С окончанием войны эта система была упразднена.

Государственное руководство культурным строительством. В период интервенции и гражданской войны была проведена реформа школьного образования. Осенью 1918 г. ВЦИК принял Положение о единой трудовой школе. Деление учебных заведений на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные, ремесленные и другие училища, приспособленное к дореволюционному сословному строю, отменялось. Вместо этого создавалась единая трудовая школа, подразделявшаяся на две ступени. Отменялась плата за обучение, предусматривались бесплатное питание школьников, снабжение их одеждой, обувью, учебниками и т. д. Закон устанавливал принцип обязательности обучения детей, но учитывал, что в данный момент он не везде может осуществляться.

Важные изменения произошли в системе высшего образования. Государство открыло дорогу в вузы детям рабочих и крестьян. При вузах были созданы рабочие факультеты (рабфаки), демократизирована система преподавания.

Советское государство решительно взялось за ликвидацию неграмотности. В 1919 г. было решено обучить грамоте всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет. В 1920 г. был образован специальный орган - Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности; аналогичные комиссии создавались при местных Советах. Благодаря этому за один только 1920 г. было обучено грамоте, по неполным данным, около 3 млн. человек, а всего за первые 3 года Советской власти - около 7 млн.

Образование РКИ. В феврале 1920 г. ВЦИК утвердил Положение о Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции, в котором объединялись все прежние контрольные органы. Аппарат наркомата должен был состоять в большинстве своем не из штатных работников, а из рабочих и крестьян, привлекаемых на время для выполнения контрольных функций.

Закон предусматривал три основные формы участия рабочих и крестьян в деятельности РКИ: делегирование коллективами трудящихся своих представителей в органы РКИ, организацию ячеек содействия на предприятиях, в воинских частях, в волостях и селах, привлечение трудящихся к производству массовых обследований, проводимых РКИ.

 

2009-05-18 01:38:20 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45          
Яндекс.Метрика