Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

Во-первых, включает информацию, которая подтверждает, что соблюдается базовое право потребителя - право на безопасность (наличие стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), информация о сертификации, сведения о содержании вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, противопоказания по применению, сведения о действиях потребителя по истечении срока годности товара). Что касается обязательной сертификации, то в новой редакции Закона определяется не только сам факт необходимости предоставления информации о сертификации, но и конкретная форма, в которой такая информация должна быть предоставлена: маркировка знаком соответствия, данные о номере сертификата, сроке его действия и органе, его выдавшем. Подход здесь аналогичен подходу к информации о лицензировании.

Во-вторых, это своего рода защита от заведомо неправильного использования товара (работы, услуги), то есть информация должна помочь потребителю-непрофессионалу понять, для чего данный товар предназначен, что с ним делать и чего делать ни в коем случае нельзя. Это сведения об основных потребительских свойствах товаров, правила эффективного и безопасного их использования и т.п., а также требование информировать потребителя о зависящих от него обстоятельствах, которые могут повлиять на качество товара (работы, услуги), например о правилах его хранения.

В-третьих, весь перечень обязательной для предоставления информации в целом защищает потребителя от недобросовестности продавца, который путем сокрытия данной информации мог бы ввести потребителя в заблуждение о потребительских свойствах товара и его качестве, то есть повлиять на потребительский выбор нечестным способом. Так, новая редакция Закона обязывает продавца предоставить потребителю информацию о том, что продаваемый товар был в употреблении либо в нем устранялся недостаток.

Поскольку товар (работа, услуга) предполагает наличие целого комплекса потребительских качеств, которые должны сохраняться и поддерживаться в течение определенного срока, Закон возлагает на продавца (изготовителя, исполнителя), кроме информации о товаре, обязанность предоставить потребителю сведения об организациях, уполномоченных на принятие претензий по качеству товара (работы, услуги) и осуществляющих ремонт и техническое обслуживание товара.

Однако значение имеет не только то, какая информация предоставляется, но и то, каким образом она доводится до сведения потребителей. В прежней редакции Закона говорилось о том, что информация должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме. В сложившейся на тот период судебной практике предоставление информации только на иностранном языке считалось нарушением права потребителя на информацию, так как потребитель может не владеть иностранным языком и, следовательно, эта информация становится для него недоступной. Однако при отсутствии в Законе прямого требования о предоставлении информации на русском языке фирма могла спорить о том, насколько недоступными для потребителя являются, например, сведения о составе продукта, приведенные на английском или другом иностранном языке. С введением в действие новой редакции Закона противоправными становятся как попытки продажи иностранных товаров, информационно не адаптированных к российскому рынку, так и производство отечественных товаров, по каким-то соображениям снабженных только надписями на иностранных языках. В Законе прямо указано, что информация должна предоставляться на русском языке, а по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) дополнительно на государственных языках субъектов федерации или родных языках народов России.

Закон не только предусматривает обязанность продавца (изготовителя, исполнителя) предоставить потребителю информацию о себе и о реализуемых товарах (услугах), но и устанавливает ответственность за нарушение этих обязанностей.

Ст.12 Закона устанавливает два вида ненадлежащей информации:

- недостоверная информация, т.е. информация, которая не соответствует действительности (например, проданная потребителю швейная машина выполняет лишь 16 операций из 32, объявленных в предоставленной потребителю информации);

- недостаточно полная информация, т.е. информация, которая не позволила потребителю сделать компетентный выбор необходимого ему товара либо которая не позволяет ему использовать этот товар по назначению.

Если в результате нарушения права на информацию потребитель приобрел товар (работу, услугу), не обладающий необходимыми ему свойствами, он вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков. Надо учитывать, что критерий «необходимые потребителю свойства» допускает различные толкования. Предположим, потребитель приобрел телевизор. При покупке ему была предоставлена информация о том, что товар изготовлен в Японии. Впоследствии выяснилось, что сборка телевизора производилась в Малайзии. Потребитель обращается в магазин с просьбой о расторжении договора. С юридической точки зрения информация об изготовителе не содержит сведений о свойствах товара, и продавец, извинившись за предоставление недостоверной информации, может отказать в удовлетворении требований потребителя. Однако на ситуацию можно посмотреть и с другой стороны: телевизор - это не столько набор деталей, собранных в определенной последовательности, сколько целый комплекс качеств, обеспечивающих использование товара в соответствии с его целевым назначением и поддержание его в работоспособном состоянии. Если потребитель сможет доказать, что в результате приобретения телевизора, собранного в Малайзии, он лишился каких-либо привилегий в обслуживании телевизора, в сроке службы и др., его требование о расторжении договора должно быть удовлетворено.

Если отсутствие информации повлекло невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе возвратить товар продавцу и потребовать полного возмещения убытков.

Рассматривая споры о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги). Например, потребитель приобрел радиотелефон. Через некоторое время телефон перестал работать. Как показала экспертиза, проведенная магазином, телефон используется в помещении с повышенной влажностью. Потребитель объяснил, что купил телефон специально, чтобы использовать в ванной комнате. Поскольку в инструкции по эксплуатации радиотелефона отсутствовали ограничения по месту использования телефона, продавец, не предоставивший информацию, будет нести расходы по ремонту телефона.

2.9. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей


Говоря об ответственности за нарушение прав потребителей, чаще всего имеют в виду ответственность продавца перед определенным гражданином-потребителем. В этом случае мы имеем дело с гражданско-правовой или имущественной ответственностью. Эта ответственность подразумевает компенсацию продавцом всех убытков, понесенных потребителем, чьи права нарушены, а также выплату неустойки (пени). Под убытками, согласно ст.15 Гражданского кодекса РФ, понимаются «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб),

а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)». Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей «упущенной выгодой считаются лишь те убытки, которые не связаны с получением прибыли от предпринимательской деятельности. Приведем пример: крестьянин держит корову, половина удоя идет на нужды семьи, а половина продается на рынке. Заезжий ветеринар предложил сделать всем коровам платную вакцинацию. В результате врачебной ошибки корова погибает. С этого момента крестьянин вынужден покупать молоко у соседа. В данном случае этот крестьянин как потребитель услуг ветеринара вправе требовать возмещения упущенной выгоды в виде стоимости той части молока, которая потреблялось его семьей, но не той, что продавалась на рынке.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика