Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

5.3. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления


Никакие федеральные органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Не будет же ведомство, находящееся в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, в Находке или в Саранске. Невозможно и направить представителей федеральных ведомств в каждый регион.

Именно поэтому определенные функции по защите интересов потребителей Закон РФ «О защите прав потребителей» возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом (даже самом маленьком) населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей.

Образно говоря, такие отделы по защите прав потребителей при местных администрациях являются передним краем работы государства с потребителем. Каждый человек, у которого есть претензии к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести.

В отличие от федеральных органов местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут применить эти организации, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности.

Но отсутствие права карать нарушителей отнюдь не означает ненужность местных органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям закона. Во многих отделах по защите потребителей созданы «черные списки» магазинов и фирм, в которых обманывают потребителей. Эти списки публикуются в газетах, и потребители узнают, с какими фирмами можно иметь дело безбоязненно, а общения с какими нужно избегать. Специалисты местных органов выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные органы для принятия мер, обращаются в суд в интересах потребителей.

5.4. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)


Помимо государственных органов на помощь потребителю приходят общественные объединения (ассоциации, союзы) потребителей, которые создаются в случае, когда необходимо объединить усилия людей для защиты нарушенных интересов, для проведения совместных мероприятий. Основная характеристика общественной организации - ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще.

Общественные объединения потребителей существуют во многих государствах мира не один десяток лет. В нашей стране движение потребителей возникло в крупных городах. В сентябре 1988 года появился Ленинградский клуб потребителей, чуть позже - Московский союз потребителей. Затем стали возникать подобные объединения в Новосибирске, Свердловске, Ростове, Челябинске. На сегодняшний день в России зарегистрировано более 200 региональных общественных объединений потребителей. Для координации своей деятельности общественные объединения создают национальные организации. Большинство российских региональных организаций объединены в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Кроме того, создаются различные объединения потребителей в различных сферах деятельности: Союз вкладчиков Сбербанка, Союз потребителей автотехники России, Лига защиты прав путешествующих и т.д. Движение потребителей существует не только в Российской Федерации, но и во многих странах СНГ. Для координации потребительского движения в этих странах была создана Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) - межгосударственная неправительственная организация. На сегодняшний день КонфОП объединяет 8 национальных и около 50 региональных организаций.

Каждое общественное объединение потребителей (а также их ассоциации, союзы) осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», другим законодательством и может пользоваться правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей».

В соответствии со ст.27 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в ред. от 17.05.97) общественное объединение граждан имеет право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

- участвовать в избирательных кампаниях (при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах).

В дополнение к этим полномочиям Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребительским организациям дополнительные полномочия. Рассмотрим некоторые из них.

Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг). Для реализации этого права общественные объединения потребителей могут учреждать собственные испытательные лаборатории, заключать договоры с уже действующими лабораториями. Многие потребительские организации активно используют это право и проводят испытания различных товаров, чтобы предоставить потребителям достоверную информацию о свойствах испытываемых товаров. Одно из достоинств потребительских испытаний - их независимость. Информируя о своем продукте, продавец или производитель старается предоставить лишь ту информацию, которая будет способствовать росту покупательского спроса. Задача же потребительских организаций - сравнить рекламируемый товар с аналогичными по характеристикам товарами других фирм и предоставить потребителю возможность осознанного выбора. Результаты испытаний потребительские организации обычно публикуют в средствах массовой информации либо в собственных изданиях. Так, КонфОП с 1992 г. выпускает журнал «СПРОС» (советы потребителям, рейтинги, обзоры, ситуации), в котором публикует не только результаты сравнительных испытаний, но и материалы о правах потребителей, о новых товарах, появляющихся на рынке, о финансовых услугах, рекламе и т.д. Иногда в процессе испытаний обнаруживается, что испытываемые товары не соответствуют требованиям по безопасности. В этом случае, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», потребительская организация вправе обратиться в органы государственного контроля для того, чтобы пресечь попадание опасного товара к потребителям, либо обратиться с иском к производителю товара с требованием о прекращении выпуска такой продукции.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Яндекс.Метрика