Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Защита прав потребителей

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗАЩИТУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг. Ежедневно мы вступаем в различные правовые отношения: покупая товар в магазине, заключаем договор купли-продажи; заходя в лифт, пользуемся коммунальными услугами; отправляясь в путешествие, заключаем договор перевозки и т.д. Но в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда товары даже опасны для здоровья людей.

Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.

Защита прав потребителей как самостоятельная отрасль законодательства возникла в России сравнительно недавно - в начале 90-х годов. До этого регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан-потребителей в основном осуществлялось нормами кодифицированного гражданского законодательства, предназначенными для установления общих норм и призванными служить базой для специального законодательства. Поэтому в нормативных актах традиционно отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с организациями в сфере обслуживания. Кроме того, в законодательстве отсутствовала система специальных гарантий прав граждан при заключении договоров, направленных на обслуживание их потребностей. Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области являлась множественность подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемляющие интересы потребителей, а в некоторых случаях и прямо противоречащие законодательству.

Действующее законодательство не вполне соответствовало и нормам международного права, в частности единогласно принятым 9 апреля 1985 года «Руководящим принципам для защиты интересов потребителей» (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 30/248). Это несоответствие проявлялось прежде всего в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и поэтому носили декларативный характер. Ко всему прочему отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей.

Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно невыгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д. В условиях свободы предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия культуры потребления проблема возникновения специального законодательства встала особенно остро.

Первой попыткой создания потребительского законодательства стала разработка осенью 1988 года проекта закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Большая часть этого законопроекта была посвящена проблемам обеспечения качества товаров и услуг, и лишь один раздел содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Уже само появление этого законопроекта было шагом вперед в развитии потребительского законодательства. Впервые признавалась необходимость принятия на законодательном уровне специальных норм, закрепляющих гарантии государственной защиты интересов потребителей. Но проект не избежал недостатков:

- он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом;

- основные права потребителей (право на информацию, на возмещение вреда, на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество.

Проект широко обсуждался, но был отвергнут, так как в основном его положения носили декларативный характер и не могли быть реализованы.

Переворотом в создании потребительского законодательства стало принятие 22 мая 1991 года Закона СССР «О защите прав потребителей», который так и не вступил в силу в связи с распадом СССР. Закон содержал множество положений, не разработанных в гражданском законодательстве. Преимуществом закона было наличие в нем механизмов его реализации. Закон не только требовал привычного принятия подзаконных актов, но и прямо запрещал создание ведомственных документов, затрагивающих интересы потребителей. Закон СССР «О защите прав потребителей» был одним из первых нормативных актов, закрепивших право граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. В то же время некоторые положения этого закона, например право граждан на гарантированный минимум потребления, носили декларативный характер.

Закон РФ «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. Одной из существенных гарантий охраны прав потребителей стала норма, запрещающая ущемлять права потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей. Не менее важна норма Закона, которая предоставила право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, только Правительству РФ, прямо запретив ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Выводя из сферы действия Закона юридические лица, законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для рядового потребителя. Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стало закрепление в Законе подсудности по выбору истца и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность коллективной защиты потребителей и предоставил государственным органам возможность пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

Основным органом, контролирующим соблюдение законодательства, является Государственный антимонопольный комитет РФ (ГАК РФ). Территориальные органы ГАК РФ действуют во всех субъектах РФ. Федеральное подчинение дает им возможность быть независимыми в отношениях с местной властью. В более сложной ситуации находятся органы по защите прав потребителей, создаваемые при местных администрациях. Они действуют практически в каждом населенном пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать более 80% потребительских проблем.

Закон также предоставил возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга потребителей. Но из-за несовершенства законодательных формулировок эта форма защиты интересов потребителей пока не получила должного распространения. Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, позволяющих им участвовать в формировании потребительской политики.

Образование СНГ и принятие входящими в него странами актов о суверенитете способствовали развитию в них собственного потребительского законодательства.

16 января 1996 года была опубликована новая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей». Многие нормы Закона претерпели существенные изменения. Кроме того, в конце 1995 - начале 1996 года были приняты нормативные акты, имеющие существенное значение для потребителей и нуждающиеся в дополнительном разъяснении.

 

2008-09-08 23:33:02 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021222324