Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

История государства и права России. Ч. 3

1. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

1.1. Отмена крепостного права

Предпосылки крестьянской реформы. Несмотря на многочисленные преграды, экономика России неуклонно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистических отношений. К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. В 30-50-е годы XIX в. произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, вызвало рост городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Еще Павел I установил ограничение барщинных дней - не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права барщинных крестьян насчитывалось 71,1%. Некоторые помещики, особенно в черноземных районах, в погоне за прибылями усиливали эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле в отрыве от своего хозяйства.

Страна переживала кризис крепостнического хозяйства. Росли нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обострилось в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. Во время войны усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама война показала всю слабость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 -1861 гг. революционной ситуации. Стихийные массовые выступления и восстания крестьян были настолько мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные стали понимать необходимость принятия срочных мер для спасения самодержавия.

Программа правительства. Приступая к отмене крепостного права, правительство чувствовало себя между двумя огнями: с одной стороны, нарастало крестьянское движение, с другой - поднимала голову крепостническая оппозиция. Миллионные массы крестьян были охвачены стремлением добиться хозяйственной и правовой независимости от помещиков. Дворянство, обладая материальной мощью и политическим влиянием, уже не было внутренне единым: большинство помещиков не хотело слышать ни о какой реформе; многие крупные землевладельцы соглашались предоставить крестьянам гражданские права, но требовали освобождения крепостных без земли; буржуазно настроенная прослойка дворянства высказывалась за полное прекращение феодальных отношений и выкуп земельных наделов крестьянами, т.е. хотела создания условий для капиталистического развития помещичьего хозяйства.

Самодержавие маневрировало. Занимая относительно самостоятельную позицию, оно стремилось, уничтожая отжившее крепостное право, сохранить экономические и правовые привилегии дворянства, но в то же время избежать полного обезземеления крестьян, а следовательно, угрозы крестьянской революции; предоставить крепостным гражданские права, но поставить их под наблюдение и вотчинную власть помещиков; сохранить за дворянством собственность на все земли имения, но оставить в пользовании крестьян строго определенные наделы и обязать их за это отбывать точно установленные повинности. Такова была программа реформы, которую летом 1856 г. подготовило Министерство внутренних дел.

3 января 1857 г. был образован Секретный комитет для обсуждения крестьянского вопроса. Александр II включил в его состав сановников своего отца: здесь были и убежденные крепостники вроде А.Ф. Орлова и М.Н. Муравьева, и сторонники безземельного освобождения вроде князя П.П. Гагарина. Подчиняясь воле монарха, комитет признал, что «крепостное у нас состояние почти отжило свой век», но от утверждения министерской программы попытался уклониться. Только через восемь месяцев он вынес постановление, рекомендовавшее поощрять «взаимные соглашения между помещиками и крестьянами» и начать собирать необходимые сведения, действуя «с чрезвычайною осторожностью и благоразумием, дабы не растревожить помещиков и не дать излишних надежд крестьянам».

Вскоре Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу и сделан руководящим органом в подготовке реформы. В первой половине 1858 г. почти во всех губерниях Европейской России проходили заседания губернских дворянских комитетов, избранных на общих дворянских собраниях и призванных составить проекты «об устройстве быта местных помещичьих крестьян» в соответствии с указаниями правительства. Перед лицом неминуемой реформы многие землевладельцы в разных районах стремились самостоятельно решить «крестьянский вопрос»: не ожидая издания законов, они освобождали крестьян без земли (зажиточных - за деньги, бедняков - бесплатно), переводили крестьян в разряд безземельных дворовых, переселяли крепостных на худшие, болотистые или безводные участки, в случае сопротивления сдавали непокорных в рекруты, подвергали их массовым поркам, ссылали в Сибирь на поселение. Местные и центральные органы власти были засыпаны коллективными жалобами сельских обществ. В случае арестов своих вожаков крестьяне освобождали их силой, а при появлении военных отрядов оказывали им активное сопротивление или убегали в леса. В 1858 г. на территории 50 губерний произошло 528 крестьянских выступлений, из которых 99 пришлось подавлять вооруженной силой.

Развернувшаяся крестьянская борьба произвела сильное впечатление на правительство. Чтобы остановить рост крестьянского движения, оно было вынуждено опубликовать специальные указы, запрещавшие помещикам самовольно переносить крестьянские усадьбы. 29 ноября 1858 г. под личным председательством Александра II Главный комитет наконец занял принципиальную позицию: «...Необходимо стараться, чтобы крестьяне постепенно делались поземельными собственниками. Для сего следует: а) сообразить, какие именно способы могут быть предоставлены со стороны правительства для содействия крестьянам к выкупу поземельных их угодий, и б) определить условия прекращения срочнообязанного положения крестьян». Таким образом, конечной целью крестьянской реформы становились отмена феодальных производственных отношений и закрепление за крестьянами не только усадеб, но и земельных наделов на правах собственности. Личная свобода крестьянина устанавливалась с момента обнародования реформы. Помещик утрачивал право вотчинной полиции, а крестьяне получали выборные органы управления, находившиеся под властью правительственных чиновников.

С целью обобщения проектов губернских комитетов были образованы редакционные комиссии - особое учреждение, формально состоящее при Главном комитете, а фактически наделенное широкими полномочиями. На заседаниях комиссий шли нескончаемые споры между представителями различных течений по каждой строчке готовившихся документов. В январе 1861 г. проекты Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, были представлены в Главный комитет, а затем в Государственный совет. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал их.

 

2009-05-18 01:36:17 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910111213141516171819202122232425
262728