Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 2

9. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АНАЛОГИИ

Выдвинутое нами выше предположение относительно четных чисел, представимых как сумма нечетных, было сформулировано Х. Гольдбахо в 1742 г. В подходе к проблеме Гольдбаха мы использовали аналогию трех соотношений:

3 + 7 = 10, 3 + 17 = 20, 13 + 17 = 30,

которые в некотором роде сходны. Иначе говоря, каждое из соотношений, представляя информационную систему, согласуется своими частями.

Информационная согласованность частей, т.е. аналогия, позволила сформулировать гипотезу в виде проблемы Гольдбаха.

Аналогия - нетождественная пропорция (тождество - полное сходство предметов по связям, признакам и отношениям; пропорция - параметр структурной упорядоченности системы, характеризующий числовым образом определенное взаимоотношение ее частей), соответствие, сходство, соразмерность предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких объектов, которые в целом различны. Умозаключения по аналогии - это эвристический вывод, в результате которого достигается вероятное знание о признаках одного объекта на основании знания того, что этот объект имеет сходство с другими объектами. Полное сходство - это тождество, и тогда выводы по аналогии будут достоверными. В остальных случаях степень сходства определяет степень правдоподобия вывода по аналогии. Аналогия в эвристике может выступать как эвристическая операция, наряду с другими участвуя в нахождении решения задачи, но может быть и эвристической стратегией, если только на ней основан подход к нахождению решения.

Умозаключения по аналогии применяются во всех научных исследованиях. Это объясняется тем, что во всех областях науки используется моделирование, когда возможное состояние и поведение интересующих нас объектов исследуется на условных образцах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуемому объекту.

Но как бы ни было значительно найденное нами сходство признаков двух объектов, выводы в умозаключениях по аналогии в общем случае представляют все же эвристические знания. Выводы по аналогии использовать можно и нужно, но они не должны являться единственным источником нашего знания объективного мира. При этом результат любой, даже самой верной, аналогии должен проверяться на практике методами конкретной науки.

Большое значение имеет аналогия причин и действий, изучающая и объясняющая связи причин и действий: когда от сходных явлений приходится заключать о сходстве произведших их причин и, наоборот, - от сходных причин можно заключать о сходстве производимых ими действий.

При оценке степени правдоподобия умозаключения по аналогии надо принимать в расчет следующие основные условия:

- чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;

- чем существеннее найденные общие свойства у сравниваемых объектов, тем выше и степень правдоподобия;

- если объект, в отношении которого мы делаем умозаключение по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого мы умозаключаем, то общее сходство не имеет никакого значения.

Во многих исследованиях эти условия полезно уточнить следующими положениями:

- общие свойства должны быть любыми свойствами сравниваемых предметов, т.е. подбираться без «предубеждения» против свойств какого-нибудь типа;

- свойство, обнаруженное в модели, должно быть того же типа, что и общие свойства;

- общие свойства должны быть возможно более специфичными для сравниваемых предметов, т.е. принадлежать возможно меньшему кругу предметов;

- полученное свойство, наоборот, должно быть наименее специфичным, т.е. принадлежать возможно большему кругу предметов.

Аналогия полезна тем, что она часто наводит нас на догадки. Сама по себе она, конечно, не дает ответа на вопрос о правильности предположения. Очень часто аналогия, помогающая найти решение научной задачи, представляется в очень отдаленной от рассматриваемой предметной и даже вообще научной области.

Таким образом, эвристические свойства аналогии позволяют объяснять новые явления и делать неожиданные открытия. Аналогия является наиболее сильными эвристическим средством поиска новых идей. На основе аналогии создана серия эвристических приемов, методов и методик. Идеи аналогии привели к созданию новых научных направлений. Так, аналогия между живыми организмами и техническими устройствами лежит в основебионики. Это научное направление кибернетики изучает структуры и жизнедеятельность организмов. Открытые закономерности и обнаруженные свойства используются затем для решения инженерных задач и построения технических систем, приближающихся по своим характеристикам к живым организмам. Правдоподобные рассуждения по аналогии имеют существенное значение при восстановлении событий далекой истории. В историческом исследовании они могут приобретать характер деятельности, параллельной той, которая имела место в древности.

В решении изобретательских задач иногда выделяют и описывают инверсионную аналогию (инверсия - реструктуризация системы элементов по новому алгоритму). Пример инверсионной аналогии:

При изобретении воздушного шара братьями Монгольфье первым аналогом было облако, которое имело свойство парить в воздухе. Однако пар, помещенный в легкую оболочку, быстро конденсировался и терял подъемные свойства. После неудачных попыток изобретатели догадались отступить от прямой аналогии (совершив инверсию, т.е. перемещение реализации идеи на другую основу) и стали наполнять оболочку дымом, и тем самым решили задачу.

Во многих методиках поиска гипотез решения и активизации мыслительной деятельности аналогию подразделяют на четыре вида в зависимости от функционального назначения: прямую, личную, символическую и фантастическую.

Прямая аналогия рассматривает объект (процесс) в сравнении с аналогичным объектом (процессом) из другой научной области или даже из живой природы. На этой основе предпринимается попытка применить готовое решение из другой области.

Личная аналогия (эмпатия), или персональная аналогия, рассматривает возможность отождествления исследователя с объектом (процессом). Решая задачу, исследователь вживается в образ объекта, тем самым пытается прочувствовать задачу; этим можно добиться лучшего ее понимания.

Символическая аналогия - аналогия обобщения, когда требуется кратко сформулировать фразу, которая отражает суть явления.

Фантастическая аналогия основывается на введении в задачу фантастических средств и персонажей, которые направлены на выполнение требований задачи. Например, можно рассматривать решение технической задачи при отсутствии тяготения. Такой подход к решению активизирует эвристическую деятельность.

 

2009-05-16 02:52:51 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Яндекс.Метрика