Магазин готовых дипломов, курсовых и рефератов
Библиотека студента

Эвристика. Ч. 2

7. ИНДУКЦИЯ КАК УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Индукция (от лат. - наведение) - один из типов умозаключения и метод исследования, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к обобщающим выводам. На основе отдельных фактов индукции формируется гипотеза, которая должна выполнять объединяющую функцию для формулировки эвристического вывода. Таким образом, индукция в эвристике относится к одному из типов эвристических операций, но в некоторых случаях она может выступать и как основная стратегия эвристического поиска.

Впервые этих вопросов коснулся Фр. Бэкон, английский ученый и философ Нового времени. Он показал, что для познания реальной действительности мало делать выводы «по Аристотелю», т.е. выводить частные суждения из общих, но еще более важно уметь идти в обратном направлении - от частных суждений к общим. Основой такого подхода были опыт и эксперимент, т.е. индуктивная процедура знания. Она добавляет к классическим правилам и операциям следующие:

- эмпирические наблюдения;

- тщательный сбор фактов;

- эмпирическое изучение проблемы;

- введение экспериментальных методов;

- корреляцию фактов;

- разработку решающих экспериментов.

Исследуя явления действительности, наблюдая и изучая отдельные ее объекты и события, люди приходили к обобщенному знанию. В мышлении этот процесс познания совершался индуктивно. От единичных суждений человек шел к общим, в которых выражалось знание общей закономерности. Индуктивная форма умозаключения зародилась с первыми трудовыми навыками. Общее понимание индукции конкретизируем рассмотрением ее некоторых видов.

Полная индукция - вид индуктивного умозаключения, в результате которого делается общий вывод о всем классе объектов на основании знания обо всех без исключения объектах этого класса.

Пример:

Натриевая селитра хорошо растворима в воде.

Калиевая селитра хорошо растворима в воде.

Аммиачная селитра хорошо растворима в воде.

Кальциевая селитра хорошо растворима в воде.

Это все известные селитры.

Вывод: все селитры хорошо растворимы в воде.

Знания, полученные в результате полной индукции, основанной на истинных посылках, вполне достоверны. Однако полная индукция не дает знаний о других объектах, которые не встречаются в посылках. Но, несмотря на это, полная индукция имеет некоторое значение. Значение полной индукции: не вооружая нас знанием о новых предметах, которые нам неизвестны, она раскрывает рассматриваемые предметы в некотором новом отношении.

Неполная индукция - вид индуктивного умозаключения, в результате которого получается какой-либо общий вывод обо всем множестве объектов на основании знания лишь некоторых объектов данного множества.

Пример:

Гелий имеет валентность, равную нулю.

Неон имеет валентность, равную нулю.

Аргон имеет валентность, равную нулю.

Вывод: все инертные газы имеют валентность, равную нулю.

Неполная индукция называется также расширяющей индукцией, так как функции неполной индукции состоят в расширении знания об объекте (в своем заключении неполная индукция содержит расширенную информацию), повышении объема информации по сравнению с исходными посылками. Тем самым неполная индукция более продуктивна в эвристическом смысле, чем полная индукция, так как в ней на основе наблюдения некоторого количества известных фактов приходят к выводу, который распространяется и на другие факты, еще не известные нам. Это распространение в общем случае носит эвристический характер, т.е. характер догадки о какой-то закономерности или наличии какого-то факта. При этом окончательная истинность в каждой научной области доказывается своими специфическими способами.

Неполная индукция через простое перечисление, в котором не встречается противоречащих случаев (популярная индукция), - это индукция, когда из знания того, что некоторым отдельным объектам, которые нам удалось наблюдать, присущ один и тот же признак, мы делаем вывод о том, что всем объектам данного класса присущ этот признак, на том основании, что во время изучения не встретилось ни одного предмета данного класса, у которого не было бы этого признака.

Пример:

Железо - твердое тело.

Медь - твердое тело.

Цинк - твердое тело.

Золото - твердое тело.

Алюминий - твердое тело.

Вывод: все металлы - твердые тела.

В результате получился ошибочный вывод, так как, например, ртуть - металл, но она является жидким телом. Поэтому индукция через простое перечисление иногда называется популярной индукцией и считается самым ненадежным видом неполной индукции. Над выводами, полученными с помощью такой индукции, висит угроза в виде ошибки поспешного обобщения.

Творческое мышление можно представить протекающим по такой схеме.

1. Осознание проблемы. Часто связано с эмоциональной реакцией (удивления, затруднения), которая затем выступает как причина, заставляющая внимательно рассмотреть ситуацию. Завершается постановкой вопроса.

2. Выработка гипотезы. Это центральное звено процесса, скачок от неизвестного к известному. Здесь, как и на первом этапе, важен прошлый опыт. Этап заканчивается формулировкой рабочего понятия.

3. Проверка решения. При благоприятных условиях гипотеза становится истинным знанием, отдельные догадки - техническими решениями.

Всякое научное познание проходит через три ступени: начинается с единичного (Е), поднимается к особенному (О) и завершается всеобщим (В). Это можно представить схемой:

Таким образом, мысль движется от опытного установления отдельных фактов (Е), затем переходит к их первичной систематизации (О) и завершается установлением всеобщей связи между найденными ранее частями, т.е. всеобщим законом (В).

 

2009-05-16 02:52:51 Учебникивернуться к списку

← предыдущая страница    следующая страница →
123456789101112131415161718192021